Нацпроектам предложили осметиться
Для завершения госстроек Курская область инициировала изменения в 44-й ФЗ
Как стало известно “Ъ-Черноземье”, власти Курской области подготовили и направили в Госдуму законопроект, которым предлагается внести изменения в 44-ФЗ, регулирующий контрактную систему госзакупок. Авторы проекта полагают, что из-за стремительного подорожания строительных материалов работа подрядных организаций на госзаказах стала убыточной. Механизма, который компенсировал бы потери исполнителям контрактов, нет до сих пор. Фиксированные цены госконтрактов, согласно действующему 44-ФЗ, не позволяют пересчитать сметную стоимость работ. Курская облдума предлагает узаконить изменения цены контракта в случае увеличения стоимости строительных ресурсов на 15 или более процентов.
Законодательную инициативу по изменению 44-го ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части ст. 95 Курская областная дума направила в Госдуму в июне 2021 года. В законопроекте, опубликованном на сайте регионального парламента, предложено ч. 1 ст. 95 дополнить п. 11. Законом, напомним, предусматривается фиксированная цена госконтракта в плане ценообразования, не подлежащая изменениям. Новый пункт предусматривает возможность изменения цены в случае увеличения стоимости на 15% или выше одной и более позиций ценообразующих строительных ресурсов.
Условием такого пересчета, по мнению авторов законопроекта, будет тот факт, что это изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта. При этом в срок выполнения работ по контракту предложено не включать время получения положительного заключения экспертизы проектной документации, если понадобится внесение изменений в нее. Действие закона может быть распространено на государственные и муниципальные контракты, начальная цена которых определена проектно-сметным методом (включая те контракты, которые заключены и не исполнены). Исключением могут стать только контракты, реализуемые с нарушением их условий.
Источники “Ъ-Черноземье” в администрации Курской области отметили, что законопроект облдума готовила совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). По данным НОСТРОЙ, наибольший рост стоимости строительных материалов наблюдался с ноября 2020 года до конца января 2021-го по металлоизделиям — до 45–70%. Впоследствии выросла стоимость производной продукции — кабельной, трубной, а также других: полиэтиленовых труб, оконных блоков ПВХ, кровельных материалов и прочих. Таким образом, строительство в зависимости от типов объектов, строящихся по госконтрактам, могло подорожать до 8%, «что значительно превышает норму прибыли по таким контрактам», констатировали в НОСТРОЙ.
С этим в объединении связывают высокий процент несостоявшихся лотов в строительных закупках.
В частности, доля лотов на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, признанных несостоявшимися за первое полугодие, составляет более 50%, притом что за весь прошлый год таких лотов было 30%.
В НОСТРОЙ напомнили, что 44-ФЗ уже предусматривает возможность изменения цены контракта стоимостью более 100 млн руб. и сроком действия более одного года. Для этого должно быть подтверждено наступление обстоятельств, «не зависящих от сторон», но которые они не могли предвидеть. В развитие этой нормы Минфин, Минстрой и ФАС России даже подготовили разъяснительное письмо. Однако по итогам анализа НОСТРОЙ сведений из государственной информационной системы количество контрактов стоимостью менее 100 млн руб. и сроком менее года превышает 90%.
В пресс-службе объединения „Ъ“ уточнили, что ни один заказчик не осмеливался применять норму об изменении цены для крупных контрактов именно к росту стоимости строительных материалов, относя этот вопрос к предпринимательским рискам. Совместное письмо Минстроя, Минфина и ФАС в НОСТРОЙ восприняли «как сигнал региональным органам власти о возможности использования утвержденного механизма, понимая все сложности, которые заказчикам необходимо пройти по изменению лимитов финансирования». «Но иначе нельзя. По ряду позиций строительные материалы в цене увеличились в два раза, а большинство заключенных контрактов осмечивались в ценах прошлого года», — добавили в объединении.
Собеседник „Ъ“ на воронежском строительном рынке напомнил, что Минстрой ждет решения проблемы с ценами госконтрактов на местах, предложив опубликованным в июне письмом принимать решения об увеличении стоимости контрактов до 30% на уровне губернаторов.
Планировалось, что в весеннюю сессию Госдумы этот вопрос будет решен. Курская область успела подготовить законопроект и направить его в нижнюю палату Федерального собрания, но, к сожалению, депутаты ушли досрочно на каникулы», — рассказал источник “Ъ-Черноземье”.
По его словам, по состоянию на 20 июня в бюджете Курской области были предусмотрены 400 млн руб. на компенсацию потерь подрядчиков. «Теперь или губернаторы на своем уровне примут решения по компенсации стоимости, или надо ждать осеннюю сессию и закона, который уйдет в начало следующего года», — считает собеседник “Ъ-Черноземье” на профильном рынке. Впрочем, «непонятно, как отреагируют на такие инициативы губернаторов ФАС, прокуратура и силовые структуры», предупредил он.
В НОСТРОЙ также сообщили “Ъ-Черноземье”, что намерены добиваться снижения стоимости контракта, по которому возможен пересмотр цен, со 100 млн руб. до 15 млн руб. Кроме того, по обращению объединения подготовлен проект изменении в приказ Минстроя «Об утверждении порядка определения начальнои цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком…». «Проект описывает порядок подготовки обоснования увеличения стоимости контрактов из-за роста стоимости строительных ресурсов. Для этого необходимо провести запрос предложений рыночной стоимости еще не приобретенных материалов, сравнив ее со стоимостью их же на момент заключения контракта. То есть необходим конъюнктурный анализ, который и ляжет в основу обоснования», — резюмировали в НОСТРОЙ.