Больше, чем путешествия
Восстанавливающий туризм завоевывает рынок
Глобальный тренд на осознанное потребление и массовый пересмотр бытовых привычек не обошел стороной путешествия. Во всем мире активно развивается регенеративный туризм, подразумевающий совмещение отпуска с возможностью внести вклад в улучшение состояния окружающей среды и жизни местных сообществ. Новая осознанность уже привела к появлению профильных девелоперских проектов, продвигающих свои регенеративные возможности.
Идея регенеративного туризма — попытка создать концептуально новый подход к путешествиям в эпоху после пандемии COVID-19. Как говорится в манифесте проекта Regenesis, катастрофическое разрушение жизнеобеспечивающих систем нашей планеты стало естественным результатом веры человечества в то, что мы всегда должны выбирать меньшее зло. Так, чтобы прокормиться, приходится уничтожать почву, чтобы обогревать дома — разрушать атмосферу. В таких условиях очевидным решением является переход от защиты природы к ее активному восстановлению. Автор New York Times Элейн Глузак в августе 2020 года писала, что если устойчивый туризм, направленный на уравновешивание социальных и экологических воздействий, связанных с путешествиями, был верхней ступенью экологического туризма, то регенеративный туризм поднимает планку еще выше: это «возрождающее путешествие», которое предполагает, что турист покидает место отдыха в лучшем состоянии, чем его нашел.
Глобальный сдвиг
В мире уже множество примеров проектов регенеративного туризма. Профильное издание Recycle рассказывает о заповеднике «Алладель» в Шотландии, который с помощью гостей ведет восстановление естественного леса, а также проводит программу обучения жизни в условиях дикой природы. А туроператор Red Travel Mexico организует поездки для восстановления и сохранения флоры и фауны охраняемых районов Мексики, в том числе предлагая туристам принять участие в наблюдении за популяциями морских черепах или посадке растений.
Представители туристического рынка делают новые проекты, руководствуясь принципами регенеративного туризма. К примеру, в Японии в этом году в городе Инабе должен открыться комплекс Ugakei Circles, который полностью возводится из переработанных строительных отходов и материалов. Комплекс, расположенный на месте кемпинга, будет разделен на три зоны: зона с домиками с защитой от ветра и дождя, прибрежная зона с местами для самостоятельной установки палаток и центральное здание с мастерскими, магазинами и прочим. Также планируется создание конференц-центра, ландшафтных мостов и другой инфраструктуры. Для туристов будет разработано несколько пешеходных оздоровительных маршрутов. Гости Ugakei Circles могут стать не только ближе к природе, но и получить навыки бережного использования ресурсов.
В России профильные проекты регенеративного туризма пока развивают в основном энтузиасты. Наиболее яркий пример — проект «Альтуризм», который ставит своими целями возрождение малых городов и деревень России: сплочение и мотивация местного сообщества, изменение его сознания к инициативности, развитие туристической инфраструктуры, поддержка малого бизнеса и привлечение внимания к решениям проблем в регионах. Так, в 2019 году команда «Альтуризма» в рамках путешествия по Белоруссии очистила парк у реки Птичь, восстанавливала традиции пивоварения в Ленинградской области, участвовала в Тутаевской ярмарке в Ярославской области, форуме органического земледелия в Санкт-Петербурге. В числе достижений участников проекта — создание музея деревянного быта в Архангельской области, сельского клуба в Псковской области, экологического парка на Балтийской косе в Калининградской области.
Основатель «Альтуризма» Екатерина Затуливетер рассказывала Forbes, что в первый приезд команды в Тутаев лишь два человека убирали набережную Волги от мусора, а «остальные крутили пальцами у виска: мол, это должна делать власть». «Сейчас, спустя пять лет, это сообщество, в котором около 50 человек, и они занимаются сразу несколькими проектами по благоустройству. Это настоящие лидеры»,— указывала госпожа Затуливетер. С учетом общего роста интереса к путешествиям по России в последние годы стоит ждать, что и принципам регенеративного туризма будет следовать все больше людей.
Возможности деревень
На фоне регенеративного туризма в России развивается сельский туризм. В Минсельхозе его называют одним из наиболее заметных трендов в индустрии отдыха в России: сейчас он заметен во многих субъектах страны, принося фермерам дополнительный доход. В лидерах — южные регионы, где интерес представляют виноградники, чайные плантации, сады, пасеки, многоотраслевые фермы, а также центральная Россия — животноводческие хозяйства, конные клубы, сыроварни. Представители туристического рынка подтверждают, что у россиян в целом сформировался интерес к таким проектам: посещения ферм и сельхозугодий часто входят в программы поездок по центральной части страны. Но говорить об устойчивом развитии сегмента, по их словам, все же пока нельзя. Сдерживающий фактор — нормы земельного и градостроительного законодательства, регулирующие вопросы строительства на сельхозугодьях.
Тем не менее в Минсельхозе всерьез делают ставку на дальнейшее развитие этого сектора. Агротуризм способен помочь социально-экономическому развитию сельских территорий, вовлечению граждан в малое и среднее предпринимательство в сфере АПК, рассказывают в пресс-службе министерства. Одной из стимулирующих рынок сельского туризма мер по планам властей станут гранты, которые со следующего года планируется предоставлять бизнесу на развитие таких проектов. Одновременно с прошлого года действует госпрограмма комплексного развития сельских территорий, нацеленная на создание комфортных условий и необходимой инфраструктуры в селах.
В Минсельхозе добавляют, что отдельное внимание сейчас уделяется вопросу реализации фермерами собственной продукции. Пока им доступно получение господдержки на приобретение мобильных торговых объектов, строительство и модернизацию павильонов. В ближайшее время аграрии могут получить право сбыта продукции на своих участках — соответствующий законопроект уже одобрен правительством и внесен в Госдуму.