Семейное положение — прочерк
Как Михаил Мишустин разрешил не указывать жен, мужей и детей в паспортах впервые за столетия
Информация о семейном положении и детях отныне вносится в общегражданский паспорт по желанию его обладателя. Постановление об этом подписал премьер Михаил Мишустин. Паспорта существуют в России с 1719 года, с 1833-го туда в обязательном порядке стали вносить данные о брачном состоянии и наличии детей. Соответствующие отметки стали добровольными в рамках реформы: в 2022 году в РФ планируют начать замену бумажных паспортов на удостоверения личности с чипами. В истории введения отметок о семейном положении граждан и том, создает ли их нынешнее отсутствие в паспортах юридические риски при покупке и продаже жилья, разбирался “Ъ”.
Положение о паспорте гражданина РФ, в котором фигурируют сведения об обязательных отметках, утверждено постановлением правительства РФ №828 в 1997 году. 15 июля 2021 года премьер Михаил Мишустин внес в него изменения. Отныне отметки о регистрации и расторжении брака, а также о детях до 14 лет вносятся в документ «по желанию гражданина» — до сих пор так обстояло дело с отметками о выданных предыдущих паспортах, ИНН и группе крови обладателя.
Документы дворян и разночинцев
Первое упоминание паспорта в российском законодательстве появилось в марте 1719 года. Император Петр I издал указ, по которому беглым солдатам и матросам надлежало явиться в свои воинские части (во избежание повешения), а власти всех уровней должны были задерживать праздношатающихся, считая их таковыми при отсутствии специального документа — паспорта. Дабы указ был более понятен чиновникам, Петр I привел в нем альтернативные названия документа — проезжее, или прохожее, письмо. С тех пор на дорогах стали строиться многочисленные заставы, где солдаты расквартированных поблизости полков начали проверять у проезжающих паспорта. Впрочем, пометок о семейном положении и детях в них еще не было, да и служили они долгое время не столько для идентификации владельца, сколько для ограничения его передвижения с места постоянного проживания.
Так, на первом этапе паспортами для поездок следовало обзаводиться крестьянам (многие из них становились рекрутами, с дезертирством которых и боролся Петр I). Но в 1732 году императрица Анна Иоанновна запретила отлучаться с мест без паспортов духовенству. Екатерина II с 1764 года повелела взимать подати за выдачу документов — от 10 коп. (за паспорт сроком действия в год) до 1 руб. (трехгодичный). В 1797 году Павел I увеличил сбор за трехгодичный документ до 10 руб. и обязал получать документы на проезд в том числе дворян (паспорт надлежало получать даже в случае следования от своего армейского полка к фамильному имению). Нововведение немало озлобило привилегированное сословие, о чем потом даже вспоминали участники заговора против Павла I, закончившегося убийством императора.
Следующим реформатором стал Александр I, который в 1803 году постановил заменить рукописные паспорта печатными бланками — для купцов, мещан и крестьян. Указ императора был издан на фоне расцвета фальшивых документов, которыми активно пользовались те же беглые крестьяне. Домовладельцам и хозяевам гостиниц предписали заселять постояльцев лишь при наличии паспортов, одновременно уведомляя о них полицию. Наконец, в 1833 году император Николай I утвердил «Устав о паспортах и беглых». Именно с тех пор отметки о браке и детях в паспортах стали обязательными почти на два века. Правда, поначалу не для всех.
Так, по ст. 49 Устава предписывалось «означать брачное состояние лиц, коим паспорта выдаются, в паспортах по правилам, постановленным в Законах Гражданских». При этом в ст. 1 говорилось, что «никто не может отлучаться» от места жительства без паспорта. Но в утвержденной форме этого документа, например, для дворян обязательная информация о семейном положении и детях не упоминалась.
Тогда как, скажем, в купеческий документ ст. 110 Устава предписывала заносить следующую информацию: «Кто женат, кто холост, а ежели вдов, то после какого брака, дабы обязанные супружеством люди не вступали на стороне в другие браки».
При этом супругам купцов в совместных поездках паспорта было оформлять необязательно, но на этот случай была другая схема — «означать в паспорте мужа нахождение при нем жены». Наконец, ст. 108 обязывала заносить в купеческие документы отца или матери данные о детях до 21 года. Лицо с просроченным паспортом приравнивалось к беглым — с возможной перспективой штрафа, а то и сибирской каторги.
В конце XIX века паспортные ограничения ослабили. «Положением о видах на жительство» 1894 года отменялось оформление документов при поездках на расстояние до 50 верст (около 53 км). Жителей поделили на две группы: дворянам, офицерам, почетным гражданам, купцам и разночинцам полагались бессрочные документы, тогда как мещанам, ремесленникам и крестьянам оформляли паспорта на срок до пяти лет. В оборот тогда же начали вводить новые бланки — многостраничные паспортные книжки. В них вносили сословную принадлежность, род деятельности (допускалась, например, формулировка «жена прапорщика»), вероисповедание и приметы обладателя документа (но не его национальность). На третьей странице книжки образца 1895 года имелась, в частности, графа «Состоит ли или состоял ли в браке» владелец документа. В паспорте также надлежало указывать информацию о супруге, сыновьях до 18 лет, дочерях до 21 года, других иждивенцах (например, пожилых родственниках) и «переменах, происшедших в семейном положении». К слову, замужние дамы могли получать паспорта лишь с разрешения мужа вплоть до 1914 года, когда Госдума приняла соответствующие законодательные послабления.
Графы о браке и детях с незначительно изменяемыми формулировками просуществовали в документах России и СССР вплоть до середины 1970-х годов. Хотя сами паспорта за это время успели умереть и воскреснуть.
Советское значит не всем
После революции 1917 года паспорта были сперва объявлены наследием прошлого, орудием закрепощения, «надругательством над народом» и отменены — вместе со всеми отметками в них. В 1923 году, правда, спохватившиеся власти начали выдавать гражданам удостоверения личности. Но это были необязательные документы, так что царские паспорта в стране еще продолжали циркулировать. Лишь в 1932 году постановлением с подписями главы ЦИКа Михаила Калинина и председателя Совнаркома СССР Вячеслава Молотова были введены единая паспортная система и обязательная прописка (гражданин должен был отметиться в милиции в течение суток после прибытия на новое место жительства). Некоторые элементы паспорта были хорошо знакомы жителям России. Так, графа о «лицах, внесенных в паспорт владельца» (с информацией о супругах и детях) почти в неизменном виде переехала из царских документов в советские (разве что страница была разлинована для удобства заполнения).
В паспорте 1932 года также имелась страница «особых отметок», куда начали ставить штампы о браке с указанием даты его заключения, а позднее — штампы о приеме на работу и увольнении.
При этом фотографии в советские паспорта стали вклеивать лишь с 1937 года (хотя в дореволюционных документах они были).
Как и в царские времена, новые документы выдавали не всем. Так, паспорта предписывалось получать гражданам старше 16 лет, постоянно живущим в «городах, рабочих поселках, работающим на транспорте, в совхозах и на новостройках». Кроме того, постановлением Совнаркома СССР от 1933 года около 30 городов (включая Москву, Ленинград, Харьков, Киев, Минск, Челябинск и Грозный) были отнесены к режимным. На этих территориях запретили выдавать паспорта девяти категориям жителей, включая кулаков, часть священников и заключенных, перебежчиков из-за рубежа и сельских жителей, прибывших в города «без приглашения на работу». Число таких закрытых городов постоянно росло. К примеру, министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия сообщал в мае 1953 года председателю Совмина Георгию Маленкову о 340 подобных территориях: «Если взглянуть на карту СССР, можно видеть, что вся страна пестрит режимными городами и запретными зонами».
К слову, жители деревень и сел оставались без документов и после реформы 1953 года, когда гражданам стали выдавать новые темно-зеленые паспорта. Их вид был утвержден постановлением Совмина СССР, ст. 11 обязывала органы ЗАГС делать в паспортах отметки о «регистрации и расторжении брака и о родившихся детях». Лицам от 16 до 20 лет тогда стали выдавать пятилетние паспорта, гражданам от 20 до 40 лет — десятилетние, а жителям старше 40 лет — бессрочные (тогда как документы 1932 года действовали всего лишь один год). Ситуация с отсутствием паспортов у колхозников, вопреки устойчивой легенде, не изменилась и после назначения первым секретарем ЦК КПСС Никиты Хрущева.
Более того, уже при его сменщике Леониде Брежневе зампред Совмина СССР Дмитрий Полянский рапортовал в письме 1967 года, что у 58 млн жителей сельской местности до сих пор нет права на получение паспорта, причем речь идет о 37% гражданах СССР.
Лишь в 1974 году, с утверждением нового бланка с обложкой темно-красного цвета, постановлением Совмина СССР паспорт стали выдавать всем гражданам старше 16 лет без исключений. Одновременно из документа исчезли сведения о работе и учебе, но появилась возможность делать «отметки об обязанности платить алименты» (для уклонистов по представлению органов МВД) наряду со штампами о заключении и расторжении брака, прописке и выписке, «отношении к военной службе» и информации о детях. Наконец, документ стал бессрочным — в 25 и 45 лет в паспорт просто вклеивались новые фотографии. И хотя в современной России документы при достижении определенных возрастов меняются, обязательные отметки в них перекочевали из советских паспортов практически в неизменном виде.
Российское значит электронное
Постановление премьера Михаила Мишустина о том, что граждане отныне не обязаны проставлять в паспортах отметки о семейном положении и детях, происходит на фоне очередной реформы. Еще в 2013 году в России была утверждена концепция перехода на электронные паспорта. В 2019 году на совещании в Белом доме было окончательно решено, что речь пойдет о пластиковых картах с чипом на базе технологии NFC, снабженных QR-кодом и голографической защитой. В правительстве РФ тогда обещали, что ID-карта будет действовать десять лет и заменит собой не только паспорт, но и водительское удостоверение, свидетельства СНИЛС и ИНН и «разного рода страховые свидетельства». Занимавший в 2019 году должность вице-премьера Максим Акимов показывал новый документ, напоминающий банковскую карту. Чиновник тогда уверенно говорил о приостановке выпуска бумажных паспортов в 2022 году.
Почему отметки о семейном положении перестают быть обязательными в удостоверяющем личность документе
Впрочем, реформа не раз откладывалась. Так, в Белом доме обещали организовать выдачу новых документов на пилотной территории в Москве в июле 2020 года. Господин Акимов ожидал, что к 2022 году в стране будет около 3 тыс. отделений, оснащенных кард-ридерами и другой техникой для обслуживания пластиковых документов. Впрочем, до сих пор карты в Москве так и не появились (вероятно, из-за пандемии), но их выдачу все же обещают начать в декабре текущего года. В МВД РФ заявили, что в регионах ID-карты с чипами должны появиться не позднее 1 июля 2023 года. В полицейском ведомстве уточнили, что для получения новой карты понадобится сделать цифровое фото и отсканировать отпечатки двух пальцев рук.
Между тем отмена обязательных отметок в бумажных паспортах в РФ уже родила дискуссию о возможных юридических проблемах у граждан. Председатель коллегии адвокатов А1 Александр Заблоцкис говорит, что нововведение «может сказаться весьма отрицательно в некоторых сферах жизни, особенно отсутствие в паспорте информации о браке». «Это коснется областей, в которых было легитимным ссылаться на информацию, находящуюся в паспорте в качестве проявления должной осмотрительности. Например, при совершении сделок, требующих согласия супруга или допуска близких родственников в отделение реанимации»,— рассуждает господин Заблоцкис.
Ведущий юрисконсульт «КСК Групп» Ирина Михеева также не понимает, «как будут допускать родственников в больницу или, например, на свидание в тюрьму, если штамп не ставится».
«Придется каждый раз предъявлять в развернутом виде оригиналы свидетельств»,— полагает эксперт.
Госпожа Михеева также не исключает, что отмена обязательных штампов в паспорте приведет к увеличению в судах «количества исков об оспаривании сделок с недвижимостью, на которую не было получено согласие второй половины». «Если квартира является совместным имуществом, то без согласия супруги сделка оспорима. Конечно, если исключить ситуацию покупки жилья на деньги, подаренные родственниками или полученными в наследство»,— говорит эксперт. Партнер юридической компании a.t.Legal Александр Павловский напоминает об установлении семейного положения и наличия детей у продавца недвижимости как «неотъемлемой составляющей проверки юридической чистоты сделки».
«В новых условиях покупателям придется больше полагаться на заверения продавца, отраженные в договоре. В случае его недобросовестности и несообщения покупателю информации о наличии супруги или прописанных в квартире детях кратно возрастают риски судебных разбирательств»,— считает он. «Есть риск, что второй супруг оспорит сделку, если он не давал согласия на ее совершение»,— утверждает и управляющий партнер юридической фирмы Bolshakov & Partners Андрей Большаков. Он напоминает, что при разводе супругов судьба «совместно нажитого имущества определяется либо их нотариальным соглашением, либо судом, если есть спор».
«Все квартиры на вторичном рынке имеют юридическую историю, и часто она не совсем прозрачна. Чем большее количество сделок было в истории квартиры, тем серьезнее могут оказаться риски. В настоящее время получить сведения из загсов можно в крупных городах. Но были казусы, когда граждане с чистым паспортом из дальних республик повторно вступали в брак в другом регионе»,— рассказывает Ирина Михеева.
Александр Павловский считает «корнем проблемы» отсутствие доступа у третьих лиц к государственным информационным системам для проверки сведений о семейном положении и детях продавцов недвижимости.
«Пока не будет наведен порядок в базах данных либо не будут введены ID-карты, юристам придется собирать сведения через альтернативные источники, что удорожает и сделает более долгим процесс заключения сделки»,— полагает Ирина Михеева. «Придется чаще обращаться за изъятой из паспортов информацией о гражданине в государственные базы данных, что значительно удлинит время и путь проверки»,— соглашается Александр Заблоцкис.
Впрочем, господин Павловский считает, что практика перепроверок сведений из паспортов путем получения, например, справок «о прописанных в квартире несовершеннолетних детях», давно получила распространение. Поэтому эксперт не ожидает «кардинального изменения на рынке недвижимости в связи с новыми правилами». Андрей Большаков также считает, что принципиального влияния на рынок норма не окажет. Он напоминает о решении Верховного суда РФ от 25 мая 2021 года, по которому «при заключении сделки в отношении имущества супругов необходимо максимально удостоверяться в наличии согласия другого супруга».
«Если сторона не удостоверилась в наличии согласия, сделка может быть оспорена. Это значит, что сторона в сделке должна убедиться, что супруга либо нет, либо если он есть, то дал согласие на сделку»,— поясняет господин Большаков. Юрист юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Алена Косина говорит, что раньше Росреестр был вправе приостанавливать регистрацию перехода прав собственности на квартиру при оформлении сделки, если не получал «нотариально заверенное согласие супруга». Теперь, утверждает эксперт, позиция ведомства изменилась: Росреестр не приостанавливает сделку, а вносит в ЕГРН отметку о том, что государственная регистрация прав осуществлена «на основании сделки, совершенной без необходимого в силу закона согласия третьего лица». При этом госпожа Косина считает сложно доказуемым сам факт «отсутствия согласия на сделку». «Суды зачастую отказывают, ссылаясь на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие его согласия на совершение сделки»,— добавляет она.