Ульяновское АО «УКБП» предложило самый точный способ измерения высотно-скоростных параметров вертолетов

Система точного измерения высотно-скоростных параметров полета вертолетов СВС-Л была представлена Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП, входит в концерн «Радиоэлектронные технологии» госкорпорации «Ростех») на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2021, сообщила пресс-служба УКБП.

СВС-Л уникальна применением новых принципов измерения. Датчики воздушного потока, установлены непосредственно на лопастях несущего винта вертолета. На предприятии отмечают, что в сравнении с применяемыми сегодня системами СВС-Л обеспечивает высокую точность, поскольку традиционные разработки не учитывали особенности аэродинамики вертолета, у которого несущий винт вызывает значительное возмущение аэродинамического потока вблизи фюзеляжа, и датчики измеряют искаженные параметры.

По точности СВС-Л превосходит традиционные системы воздушных сигналов более чем в два раза: погрешность измерений приборной скорости – не более 0,75%, барометрической высоты – не более 0,17%», – поясняют в УКБП.

Как пояснил “Ъ” главный конструктор УКБП по аэрометрии и инерциальным системам Владимир Павлинов, в новой системе приемники воздушного давления размещаются непосредственно на двух противоположных лопастях вертолета, разница давлений при движении лопасти по направлению полета и в обратном дает реальную воздушную скорость. Преобразователь воздушного сигнала размещается непосредственно в лопасти, откуда уже электрический сигнал посылается на соответствующее оборудование по системе Wi-Fi или через провода. По словам господина Виноградова, такая система позволяет замерять направление ветра, а также боковую скорость и продольную скорость при движении назад, что невозможно было ранее. Кроме того, СВС-Л производит замер скорости с нулевых значений, чего нельзя было добиться на традиционных системах из-за возмущений и низкой плотности воздушного потока на малых скоростях.

Системой уже заинтересовался Национальный центр вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова (АО), достигнуто соглашение о начале совместных работ по созданию действующей системы.

Как отмечает господин Павлинов, пока еще ни одна страна не смогла довести идею до внедрения.

Высокая точность высотно-скоростных параметров позволяет не только повысить безопасность полетов, но и обеспечить возможность посадки на ограниченные и подвижные площадки в условиях плохой видимости, предотвратить нештатные ситуации в виде «явления подхвата», попадания в режим «вихревого кольца», выхода на границу максимально допустимой приборной скорости, отмечают конструкторы. По их словам, система также будет востребована при создании беспилотных вертолетов, где требуется высокая точность параметров.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента