Тепла больше не утаить
Климатическая отчетность становится бизнес-риском для российских корпораций
Необходимость противодействия глобальному изменению климата заставляет государства вводить отчетность о выбросах парниковых газов, делая ее обязательным инструментом подотчетности компаний обществу, а заодно и элементом климатической политики. Главный риск для российского бизнеса, сопровождающий такие нововведения,— потеря части прибыли из-за регулирования, а следом и рынков из-за слишком большого углеродного следа.
Лето принесло не только аномальную жару, но и череду новых климатических законов. В дополнение к принятому в июле в России закону «Об ограничении выбросов парниковых газов», устанавливающему правовые основы, понятия и принципы для дальнейшего климатического регулирования, ЕС — крупнейший торговый партнер России — представил пакет климатического регулирования для снижения выбросов парниковых газов на 55% по сравнению с 1990 годом. Важнейшим для российского бизнеса элементом европейской климатической политики стало анонсирование трансграничного углеродного регулирования (Carbon border adjustment mechanism — CBAM) для высокоуглеродных видов продукции.
В отличие от российского закона, который пока вводит только обязательную госотчетность о выбросах парниковых газов с 2023 года, проект CBAM в дополнение к регулярной отчетности о выбросах возлагает обязательства на импортеров из России с 2026 года приобретать сертификаты на выбросы сверх норматива, которые будут ежегодно пересматриваться в сторону понижения, тем самым увеличивая размер платы за выбросы.
Как российский закон, так и проект CBAM имеют рамочный и концептуальный характер. Впереди предстоит значительная работа по уточнению и настройке механизмов углеродного регулирования. Так, Минэкономразвития по поручению правительства уже ведет работу по развитию подзаконных актов. Ожидается, что ко второму кварталу 2022 года появятся по меньшей мере 17 подзаконных актов в рамках развития ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», которые вместе создадут основу климатического регулирования в стране. Вероятно, проект CBAM также будет уточнен в ближайший год, однако не следует ожидать уступок, напротив, на горизонте ближайших лет список регулируемых отраслей, скорее всего, расширится.
Путь развития климатического регулирования зависит не только от национальных амбиций, но и от договоренностей по достижению климатической нейтральности на международном уровне. Самое пристальное внимание правительств и бизнеса приковано к предстоящей сессии Конференции ООН по изменению климата в ноябре 2021 года в Глазго. Важнейший вопрос повестки — реализация шестой статьи Парижского климатического соглашения, предусматривающей международную кооперацию и применение рыночных механизмов для торговли «результатами предотвращения изменения климата». Считается, что рыночный механизм может эффективнее распределить финансовые ресурсы, направляемые на декарбонизацию, что приведет к более быстрому и дешевому достижению нетто-нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году.
Результаты переговоров будут иметь большое значение для российского бизнеса. Во-первых, от решения по шестой статье зависит скорость развития рынка офсетов, позволяющих компенсировать негативное воздействие на климат за счет финансирования поглощения углерода из атмосферы. Для таких углеродоемких отраслей, как металлургия, ТЭК и нефтехимия, актуальна проблема больших остаточных выбросов, которые остаются после того, как были применены все возможные технические и экономические инструменты по их снижению. Поэтому многие рассчитывают на такие компенсации.
Во-вторых, результаты переговоров в Глазго важны для измерения и признания национальных климатических целей. Россия заинтересована в учете максимальной поглощающей способности лесов и других экосистем в российском углеродном балансе. Согласно последнему докладу, представленному Россией в РКИК ООН, поглощение парниковых газов российскими лесами из атмосферы составило 578 млн тонн СО2-эквивалента, или 27% от всех выбросов страны. Но для признания позиции России в целях международного климатического регулирования нужно доказать транспарентность методик оценки и отсутствие двойного учета поглощенного углерода.
Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, уже сейчас понятны очертания будущего климатического регулирования для компаний, а значит, компании могут подготовиться к новым вызовам. Им предстоит адаптироваться к новым климатическим требованиям. В условиях неопределенности целесообразно сконцентрироваться на развитии практик, которые потребуются при любом развитии регулирования. К таким мерам относятся: развитие внутренних практик учета выбросов парниковых газов и расчета углеродного следа, автоматизация расчета для подготовки отчетности и разработка подходов к принятию инвестиционных решений с учетом ненулевой цены на углерод.
Несмотря на общий климат и атмосферу Земли, подходы к количественному определению выбросов парниковых газов отличаются от страны к стране. Компаниям нужно оценить, какие методики расчета будут для них востребованы в зависимости от подверженности регулированию. Для целей CBAM, отчетности по внутреннему законодательству и добровольной отчетности об устойчивом развитии будут использованы разные методики оценки выбросов и различные метрики углеродного следа.
Крупному бизнесу для расчета различных метрик выбросов необходима автоматизация по аналогии с тем, как налажен процесс учета затрат в целях налогообложения. Требования к достоверности, точности, верифицируемости и частоте отчетности будут возрастать из года в год вслед за ужесточением регулирования и ростом цены на углерод.
Наконец, при принятии инвестиционных решений, расчете срока окупаемости и оценке чистой приведенной стоимости уже сейчас нужно учитывать потенциальное введение платы за выбросы парниковых газов. Для управления такими рисками можно использовать внутреннюю цену на углерод — метрику, показывающую гипотетический размер платы за выбросы парниковых газов. Применение такого инструмента позволяет отказаться от рискованных и неоправданных с климатической точки зрения проектов.