«Магнит» не тянет на спиртное
Ритейлер отказывается от алкогольных магазинов
Вслед за X5 Group второй по обороту российский ритейлер «Магнит» отказался от тиражирования формата алкогольных магазинов «Магнит вечерний». Концепция тестировалась с 2019 года, существующие точки будут переделаны в магазины «у дома» и «Магнит косметик». Крупнейшие федеральные ритейлеры не смогли конкурировать с основными игроками в сегменте, такими как «Красное & белое» и «Винлаб», и сосредоточатся на развитии жестких дискаунтеров, считают эксперты.
О том, что «Магнит» отказался от развития формата алкомаркетов «Магнит вечерний», “Ъ” рассказал представитель ритейлера. Тестирование концепции началось в 2019 году в Самаре, когда была открыта одна точка площадью 200 кв. м с ассортиментом около 2,5 тыс. наименований. Сегодня работает три таких объекта, со временем они будут переформатированы в магазины «у дома» или точки «Магнит косметик», рассказывают в компании. «Мы тестировали торговое оборудование, форматы, навигацию и дизайн полок. Самые эффективные решения сейчас используются в алкогольных отделах магазинов крупного формата»,— добавляет представитель «Магнита».
«Магнит» — второй по обороту российский ритейлер. В первом квартале этого года выручка компании выросла на 5,8%, до 397,9 млрд руб., EBITDA увеличилась на 21,7%, до 27,7 млрд руб., чистая прибыль — на 158,8%, до 10,9 млрд руб. год к году. На 31 марта под управлением «Магнита» было 21,9 тыс. точек. На прошлой неделе компания также объявила о завершении покупки 2,47 тыс. магазинов «Дикси» и «Мегамарт» за 87,6 млрд руб.
Партнер One Story Ольга Сумишевская говорит, что ассортимент «Магнита вечернего» не отличался от представленного в обычных точках сети и проигрывал специализированным сетям.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров поясняет, что в этом сегменте успешно развиваются либо жесткие дискаунтеры с агрессивным ценообразованием, либо алкогольные дистрибуторы, такие как Beluga Group, которые таким образом диверсифицируют каналы продаж и снижают зависимость от поставок в федеральные сети. По словам госпожи Сумишевской, из-за бурной экспансии сетей «Красное & белое» и «Бристоль» (входят в Mercury Retail Group Игоря Кесаева, Сергея Кациева и Сергея Студенникова) алкомаркеты начали перетягивать трафик у магазинов «у дома», и ключевые ритейлеры были вынуждены апробировать схожий формат. «Мы ощущаем конкурентное давление с их стороны, и это еще один фактор, почему интересна эта ниша»,— говорил “Ъ” в 2019 году бывший коммерческий директор «Магнита» Владимир Сорокин (в сентябре 2020 года он стал гендиректором сети «Лента»).
X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») запустила формат магазинов «Пятьница» в 2016 году. В 2020 году CEO X5 Group Игорь Шехтерман говорил, что всего было открыто 45 таких магазинов, однако проект оказался не очень успешным и не получит дальнейшего развития. В X5 Group сообщили, что фокусируются на развитии сети «Пятерочка», где представлен более широкий ассортимент, в том числе в категории алкоголя. По словам представителя компании, 45 открытых магазинов «Пятьница» пока продолжают работать.
Как отмечает Михаил Бурмистров, X5 Group и «Магнит» могли бы развивать собственные сети алкомаркетов, однако при выборе перспективных форматов они смотрят на потенциал достижения лидерства в сегменте.
«Сейчас очень высокие результаты показывают жесткие дискаунтеры, а также онлайн-канал. Открывать новые точки алкомаркетов, понимая, что они вряд ли смогут конкурировать с "Красным & белым", сетями "Бристоль" и "Винлаб", вероятно, не очень интересно»,— рассуждает эксперт. Кроме того, добавляет госпожа Сумишевская, сами алкомаркеты в последнее время заметно расширили ассортимент за счет бакалеи, молочной продукции и пр., приблизившись к уменьшенному формату магазинов «у дома». По словам господина Бурмистрова, «Магнит» сосредоточится на развитии дискаунтеров «Моя цена» и «Магнит косметик». Перспективным может быть и формат DIY-магазинов «Магнит мастер», полагает он.