Отели не дождались туристов
Загрузка гостиниц остается ниже докризисного уровня
Постепенное восстановление деловых поездок и возврат первых зарубежных туристов позволили московским отелям в первом полугодии увеличить загрузку до 58%. Привлечь гостей помогло снижение цен в среднем ценовом сегменте, люксовые гостиницы поднимали тарифы. Но достичь докризисного уровня в 70% пока не удается.
По итогам января-июня средняя загрузка отелей в Москве выросла с 35% до 58% год к году, подсчитали в CBRE. Аналитики Knight Frank зафиксировали уровень загрузки в 55%, отметив, что в 2019 году гостиницы в Москве были заполнены в среднем на 70%. По словам руководителя подразделения гостеприимства CBRE Татьяны Беловой, рост загрузки прежде всего зафиксирован в отелях среднего ценового сегмента.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова соглашается, что наиболее популярными оказались гостиницы категории «четыре звезды», которые были загружены на 74%. С весны этого года в Москве наблюдалось планомерное восстановление объемов бизнес-поездок и увеличение числа поездок с личными целями, включая возврат первых зарубежных туристических групп — из Египта, ОАЭ и Индии, поясняет партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко. К тому же в этом сегменте сохраняется низкий уровень средней стоимости за ночь, что позволяет привлечь российских туристов, приезжающих в Москву, добавляет замдиректора департамента стратегического консалтинга Colliers Евгения Тучкова.
Наибольшее давление испытывает сегмент люксовых отелей, где заполняемость в 38% оказалась почти в два раза ниже значений 2019 года, добавляет госпожа Уханова.
По словам Марины Усенко, эти объекты теряют гостей из-за сокращения продаж корпоративным клиентам при незначительном росте спроса со стороны обеспеченных российских туристов.
Эти факторы повлияли на среднюю стоимость номера (ADR): показатель упал во всех сегментах за исключением люксового, отмечает Евгения Тучкова. По ее подсчетам, номер в такой гостинице за два года подорожал на 26%, до 20,7 тыс. руб. в среднем за ночь, в то время как ADR в отелях более низких ценовых сегментов снизился в диапазоне от 3% до 23%.
Хотя в целом по рынку ADR в марте практически вернулся на уровень 2019 года и достиг 7,3 тыс. руб. за номер, а в мае и июне средняя стоимость размещения была выше показателя двухгодичной давности на 6%, уточняет Татьяна Белова. По ее словам, из-за ограниченного объема платежеспособного спроса и необходимости поддержания достаточной доходности на номер гостиницы высоких сегментов удерживают тарифы, тогда как более бюджетные отели вынуждены конкурировать посредством цены. В люксовых отелях снижение тарифа не позволит решить текущие проблемы с загрузкой, а в долгосрочной перспективе негативно отразится на рынке в целом, предупреждает эксперт.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов поясняет, что восстановлению показателей загрузки московских гостиниц и среднего тарифа мешают сохраняющиеся ограничения для международных туристических поездок: до пандемии интуристы могли обеспечивать до 45–50% гостей.
С отсутствием обеспеченного зарубежного спроса эксперт связывает и сложности люксовых отелей. Сейчас там обычно останавливаются приезжающие в Россию гости из арабских стран, но фоне последнего подъема заболеваемости COVID-19 поток заметно сократился, указывает господин Прасов. По его словам, бизнес рассчитывает на продвижение со стороны властей информации о стабилизации эпидемиологической обстановки в городе.
По мнению Марины Усенко, если международные поездки, в том числе MICE-мероприятия, не восстановятся, по итогам 2021 года стоит ожидать схожие с текущими показатели загрузки. Татьяна Белова отмечает, что рост заболеваемости COVID-19 летом и введенные ограничения могут негативно сказаться на показателях июня—августа, но более высокая деловая активность осенью поможет отрасли достичь загрузки в 60%. Яна Уханова ожидает возвращения к докризисным показателям гостиничного бизнеса не ранее 2024 года.