Круговое продвижение
Владимир Путин ускорил разработку КАД-2 в окрестностях Петербурга
Президент РФ Владимир Путин анонсировал необходимость строительства в окрестностях Санкт-Петербурга аналога подмосковного ЦКАД. Разговоры о строительстве второй кольцевой дороги в Петербурге ведутся с начала 2000-х годов, однако дальше стратегического планирования в документах дорога не шла. Предполагается, что часть участков будет востребована уже к 2030 году, но механизм финансирования, точная трассировка и потенциальный трафик еще не конкретизированы. Эксперты расходятся в оценке проекта, но отмечают, что существующая кольцевая автодорога исчерпала загрузку.
О необходимости строительства второй кольцевой дороги президент РФ Владимир Путин заявил в понедельник в ходе совещания по вопросам развития Санкт-Петербургского транспортного узла в резиденции в Константиновском дворце. «Мы сейчас привлекаем средства ФНБ, для того чтобы продлить дорогу от Петербурга до Москвы, от Москвы до Екатеринбурга через Казань, и, таким образом, действующая трасса позволит двигаться от Балтики прямо до Урала. В этой связи, конечно, нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удаленное кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье»,— сказал Владимир Путин.
336-километровый ЦКАД строился с 2014 года, трасса разделена на пять участков. Большая часть трассы построена с нуля, 5-й пусковой комплекс на западе Подмосковья частично совпадает с «малой бетонкой» (А107) и является единственным бесплатным участком. В строительстве по схеме ГЧП участвуют компании «Автобан», Crocus, АРКС. Объем финансирования ЦКАД составляет 341,2 млрд руб.
В Петербурге речь также идет о «бетонке», пояснил губернатор города Александр Беглов. Северное (трасса А120) и Южное полукольцо — это военные дороги, построенные в 70-х годах прошлого века вокруг Ленинграда и изначально закрытые для проезда гражданского транспорта. Они представляют собой разорванное Финским заливом и Невой кольцо, проходящее примерно на расстоянии 50 км от Санкт-Петербурга.
Идея строительства второй кольцевой дороги не нова, она обсуждалась с начала 2000-х годов. В 2016 году экс-министр транспорта Максим Соколов, который сейчас курирует транспортную отрасль в правительстве Санкт-Петербурга, заявлял, что проект перспективен в стратегии до 2030 года. Кроме этого не исключалось возведение дороги по альтернативному пути — на новой территории вместо ремонта военной трассы. Впрочем, конкретные сроки реализации и окончательная трассировка не детализировались.
К 2022 году на действующей в городе Кольцевой автодороге (КАД) произойдет значительное увеличение интенсивности движения на участке от Выборгского шоссе до автодороги «Кола», при котором уровни загрузки достигнут критического значения, а скорость транспортных потоков снизится до 5–10 км/ч, сообщили в аппарате господина Соколова 26 июля. Заторы на КАД заставляют часть автотранспорта следовать через город, региональную и местную дорожную сеть области. При этом пятая часть от объема перевозок всех российских внешнеэкономических грузов проходит через международные автомобильные пункты пропуска на границе с Финляндией, а также через порты Бронка, Усть-Луга, Приморск, Выборг и Высоцк. «Эти обстоятельства вызывают необходимость начать скорейшую реализацию КАД-2, которая позволит вывести транзитный трафик с КАД и разгрузить дороги»,— отметили в региональном правительстве. В материалах к совещанию (имеются в распоряжении “Ъ”) отмечается, что к 2030 году наиболее востребованным будет строительство восточного полукольца КАД-2, остальные участки могут быть введены к 2035 году.
Пока региональные власти не могут предположить, насколько дорогим будет этот проект и когда он будет реализован. Однако то, что речь об этом завел глава государства, показывает, что потенциал КАД может быть исчерпан, а значит, требуется искать новые решения дорожных проблем Петербурга.
Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов называет более острой проблемой обновление покрытия и расширение количества полос движения на существующих дорогах. С ним согласен руководитель петербургского подразделения логистической компании «Даксер» Никита Карагодин: если новая трасса предполагается как платный дублер, то в ней нет необходимости. «Частые пробки свидетельствуют о перегруженности на проблемных участках КАД. В настоящее время дорога активно используется петербуржцами для перемещения между районами города, поскольку центр всегда загружен. За трассой располагается большое количество промышленных предприятий, связи между которыми пролегают по кольцевой дороге. Наличие второго качественного полукольца разгрузит проблемные участки»,— возражает заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA Олег Гребенько. Притом что строительство второго кольца разгрузит основной ход КАД в среднем на 15%, на ряде съездов и транспортных развязках эффект будет значительно больше, говорит начальник управления транспортного планирования АО «Институт "Стройпроект"» Виктория Калинина. «Интенсивность движения в южной части второго кольца на 2040 год составит от 26–60 тыс. автомобилей в сутки, на востоке — 22–35 тыс. машин, на севере — около 20 тыс. автомобилей»,— приводит расчеты эксперт.
Стоимость строительства может достигнуть 400 млрд руб., предполагает руководитель оценочной компании «Центр делового консультирования» Никита Бубякин.
По словам главы общественного совета Минтранса Михаила Блинкина, отвод транзитного потока от мегаполиса — беспроигрышное решение: «Где и как отводить — это детальные вопросы. Поручение президента носит политический характер, стимулирующий профессионалов решить задачу по трассировке, трафику и финансовой модели».