Лучший ногоборец Олимпиады
Тяжеловес Владислав Ларин принес сборной России второе золото в тхэквондо
Под занавес олимпийского турнира по тхэквондо сборная России, которая два десятилетия пребывала в этом виде на вторых ролях, закрепила за собой статус главной в нем силы второй подряд — после той, что добыл накануне в категории до 80 кг Максим Храмцов,— золотой медалью. Ее отечественной команде принес тяжеловес Владислав Ларин, выигравший в финале у представителя Северной Македонии Деяна Георгиевского.
Это была классная концовка феерического для отечественной сборной турнира. Еще десять лет назад тхэквондо в России было принято позиционировать как экзотику, поддающуюся, конечно, освоению, но с трудом. Не так, чтобы ждать скорого выхода на лидерские позиции. Есть шальное олимпийское серебро или бронза — уже хорошо.
В Токио российская команда прыгнула именно на бесспорные лидерские позиции.
По общему количеству завоеванных наград, которых было четыре, она вдвое превзошла ближайших преследователей — хорватов и сербов. И две победы в Японии не удалось одержать ни одной сборной. А увенчало этот фантастический прыжок выступление в самой тяжелой из олимпийских категорий — свыше 80 кг — Владислава Ларина, 25-летнего спортсмена из Карелии, путь которого к титулу на самом деле выглядел очень правильным, что ли.
Талант большого масштаба в нем обнаружили, еще когда Ларин был тинейджером, в середине прошлого десятилетия. Но сразу взлететь на верхушку иерархии не вышло. Сам Владислав Ларин рассказывал, что постоянно работал на собой — над скоростью, выносливостью, резкостью, а главное, над психологией. Он признавался, что перед важными турнирами всегда испытывал страх — не страх перед соперниками, а боязнь подвести команду и тренера. Эта работа не прекращалась ни на неделю. А ее плоды идеально иллюстрируют результаты Ларина на чемпионатах мира: в 2015 году — бронза, в 2017-м — серебро, в 2019-м — золото. Как по лесенке, ведущей понятно куда.
А что касается психологии, устойчивости, то еще три года назад ресурсы, уделяющие внимание тхэквондо, восхищались тем, как Владислав Ларин выиграл турнир Гран-при в Риме. Не самим по себе фактом выигрыша, а тем, как он был добыт. В финале после неудачного падения Ларин выбил палец. Такая травма в жанре, где, чтобы электроника не украла у тебя очки, нужно попадать плотно и надежно, обычно означает крушение надежд. Но Ларин на нее словно не обратил никакого внимания.
В Японию он ехал первым номером рейтинга, то есть вроде бы безусловным фаворитом.
Но все-таки с маленькой оговоркой. На Олимпийских играх в тхэквондо весовых категорий гораздо меньше, чем, скажем, на чемпионатах мира. И надо знать, что родная для Ларина — до 87 кг. Ее на Олимпиаде просто не было. Нижней отсечкой для супертяжей стал вес в 80 кг. Иными словами, в конкуренты Ларину добавилось несколько габаритных мужчин — супертяжей настоящих.
Впрочем, этот нюанс ни на что не повлиял. Владислав Ларин попал в новостные заголовки еще после первого боя — благодаря сопернику. Им был Пита Тауфатофуа — человек, которого с некоторых пор знает чуть ли не весь мир. Это он с голым торсом, обмазанным маслом, несет флаг государства Тонга на церемониях открытия Олимпиад — причем как летних, так и зимних (в 2018 году в Пхёнчхане Тауфатофуа был лыжником). Ларин разделался с ним, потом со словенцем Иваном Трайковичем, потом с китайцем Сунь Хунъи, а в финале вышел на Деяна Георгиевского. И вот это был сюрприз.
Перечисляя наиболее опасных для себя оппонентов перед Олимпиадой, Владислав Ларин назвал с полдюжины фамилий. Фамилии Георгиевского среди них не было по очевидной причине: македонец — рядовой для тхэквондо персонаж, 25-й номер рейтинга без высоко ценящихся званий, которого никогда не подозревали в наличии олимпийских амбиций. А он взял и в полуфинале выбил корейца Ин Кё Тона — притом что в последнем и видели идеального противника для Ларина по решающему сражению.
Правда, нельзя сказать, будто бы финал получился рутинным. Как рутинный он начинался. Георгиевский в первом раунде демонстрировал абсолютную беспомощность в поисках уязвимых мест у Ларина. Ларин не спешил с расправой, но свои два балла набрал.
Во втором раунде все вдруг изменилось. Македонец, словно выпрыгнув из засады, замолотил руками и счет сравнял.
Ларин, рассердившись, отвесил ему удар ногой в голову, который у него так хорош, как ни у кого в тяжелом весе, и сразу оторвался.
Георгиевский не сдался и перед третьим раундом интригу вернул, напомнив про то, что мастерство мастерством, но фактор нервов в олимпийских финалах, как бы много ты ни работал над психикой и устойчивостью, никто не отменял. У всех в них бывают срывы.
Со своим небольшим срывчиком Владислав Ларин справился легко. В заключительном раунде он был само хладнокровие, а, снова найдя за минуту до его окончания своей ногой голову Георгиевского, еще тлевшую интригу залил ведром воды.