Китайские погрузчики выгрузились
Российские производители спецтехники жалуются на демпинг
Продажи отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) выросли на 36% по итогам первого полугодия. Рынок поддержали факторы отложенного спроса из-за пандемии. Но реализовать его российские компании смогли не полностью: они говорят о росте импорта и демпинге со стороны китайских компаний. Китайские производители действительно резко увеличили импорт в РФ, что было спровоцировано пока нереализованными планами правительства по увеличению утильсбора.
Продажи отечественной ДСТ в январе—июне выросли 36%, до 23,9 млрд руб., следует из данных «Росспецмаш-Стата» (содержит информацию о 80% производимой в России ДСТ и полуприцепов). Выпуск таких машин рос практически на том же уровне — на 34%, до 25 млрд руб. В штуках отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в три раза, мини-погрузчиков — на 97%, бульдозеров — на 56%, экскаваторов-погрузчиков — на 49%, автогрейдеров — на 27%, автокранов — на 25%.
36 процентов
составил рост продаж российской дорожно-строительной техники в первом полугодии 2021 года, по данным «Росспецмаша»
В «Росспецмаше» говорят, что рынок поддержали отложенный спрос и господдержка. Но заводы остаются недозагруженными. Кроме того, для того чтобы получить господдержку, рост стоимости техники не должен превышать индекс дефлятора (5%). В то же время с июля 2020 года себестоимость спецмашин выросла на 20%, отмечают в ассоциации, на фоне роста цен на металл на 56–87%, то есть компаниям для участия в программах господдержки приходится жертвовать маржинальностью.
«Росспецмаш» также говорит о негативном влиянии демпинга со стороны иностранных поставщиков, в частности китайских. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что масштабы производства спецтехники в Китае в десятки раз выше, чем в РФ, что обеспечивает низкую себестоимость. Одновременно планы Минпромторга значительно повысить утильсбор на спецтехнику спровоцировали рост импорта, продолжают они.
По данным, с которыми смог ознакомиться “Ъ”, в январе—апреле импорт, к примеру, китайских погрузчиков в РФ вырос в 1,6 раза.
В ОМГ Дмитрия Стрежнева приводят данные, что китайские производители по сравнению с другими импортерами ввезли в РФ на 48% больше автогрейдеров, фронтальных погрузчиков — на 77%. В компании отмечают, что важным фактором, повлиявшим на рынок, стал значительный рост импорта в ожидании повышения утильсбора. По оценкам ОМГ, рынок за пять месяцев рос на 61%, до 10,2 тыс. машин, при этом продажи компании увеличились только на 2%, до 301 единицы техники.
С тем, что рост рынка в значительной степени связан с «инициативой Минпромторга по утроению размера утильсбора», согласен и гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов. Он полагает, что рынок продолжит восстанавливаться, но последствием глобальных простоев во время пандемии стала нехватка компонентов.
«Если ранее это были электронные компоненты, то сейчас недостает даже банального пластика. Кроме того, с прошлого года значительно выросли цены на сталь и транспортировку продукции»,— говорит он.
Региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Петр Плаунов говорит, что за пять месяцев рынок рос на 55%, и предполагает, что в этот показатель включен импорт китайских производителей, а не продажи конечным клиентам. «Но даже без учета этого фактора динамика на рынке явно положительная. Кроме того, мы ожидаем, что этот год будет рекордным по количеству проданных единиц техники JCB в России», заключает он, прогнозируя и рекордные за последние десять лет объемы рынка по итогам года. Директор подразделения по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Юта Кацусима также говорит, что в первом полугодии рынок ДСТ и спецтехники вырос почти на 50%, продажи компании тоже увеличились. При отсутствии повышения утильсбора по итогам года компания ожидает рост спроса в пределах 10%.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что китайские компании активно представлены во многих основных сегментах рынка, в том числе экскаваторах и погрузчиках. У дистрибуторов китайской техники традиционно больше складские запасы, чем у других игроков, за счет чего они могут быть более доступны на фоне перебоев в производстве по всему миру. По итогам года эксперт ожидает увеличения продаж спецтехники в РФ, поскольку строительный сектор растет, а на сырьевых рынках складывается благоприятная конъюнктура.