Дьявол кроется в педалях
Законность нового регламента по сдаче экзаменов на права подвергнут проверке
Верховный суд (ВС) проверит законность вступившего в силу в апреле 2021 года регламента МВД по приему экзаменов на водительские права. Обратившийся в суд автоинструктор оспаривает правило, согласно которому за дублирующими педалями учебной машины может находиться только инспектор ГИБДД. Раньше управление доверялось инструкторам и, как правило, владельцам автомобилей. Поскольку статус экзаменатора законодательно не урегулирован, то в случае ДТП на экзаменах, считает истец, ремонт машины будет оплачивать автовладелец из собственного кармана.
С исковым заявлением в ВС обратился автоинструктор из Кемерово Борис Свидлер — он оспаривает пункты 175 и 179 административного регламента по приему экзаменов на права (приказ МВД №80). Об этом документе, вступившим в силу 1 апреля, “Ъ” уже рассказывал: вместо существовавших ранее «площадки» и «города» был введен единый практический экзамен. Среди прочих нововведений в регламент вошла норма, согласно которой во время проверки навыков на учебной машине за дублирующими педалями на переднем пассажирском сиденье должен находиться экзаменатор (раньше это не оговаривалось, это место занимал инструктор). Присутствие в салоне представителя автошколы (как правило, собственника учебного авто) допускается, но на заднем сиденье, гласит новая редакция документа.
Большая часть экзаменов по вождению (от 60% до 80%, по разным оценкам) принимается на автомобилях автошкол: ГИБДД за это не платит, но организации, как правило, берут плату с учеников за использование машин.
Согласно закону «О безопасности дорожного движения» к водителю приравнивается «лицо, управляющее транспортным средством» и «обучающее управлению», статус же экзаменатора ГИБДД не урегулирован, пишет Борис Свидлер, поэтому находиться за дублирующими педалями он не может.
Такое право есть только у «обучающего вождению», считает истец, то есть сотрудника автошколы, который проходил соответствующее обучение.
Основные риски возникают в случае ДТП, которое может произойти во время экзамена. «Раньше, когда инструктор находился за педалями, мы заключали обычное ОСАГО, и в случае аварии ущерб покрывался,— пояснил “Ъ” господин Свидлер.— С апреля с нас ГИБДД требует "открытое" ОСАГО без ограничений, оно существенно дороже (примерно вдвое.— “Ъ”). При этом непонятно, кто несет ответственность. У ученика прав еще нет, экзаменатор не имеет статуса, владелец машины либо находится на заднем сиденье, либо вообще его нет в машине».
Согласно нормам ГК, сказано в иске, ответственность за вред, причиненный автомобилем, несет по умолчанию собственник, если не докажет, что право владения было передано «иному лицу в установленном законом порядке», но для экзамена такого порядка не существует.
Борис Свидлер говорит, что автошколы обращались за разъяснениями в прокуратуру Кемеровской области, где и посоветовали обратиться в ВС. Региональные страховые компании, по словам господина Свидлера, сообщили: «автогражданка» случаи таких ДТП не покрывает, ремонт придется проводить собственнику за свой счет. Борис Свидлер просит суд отменить норму о проверке полиса и об обязательном нахождении экзаменатора за дублирующими педалями.
Официальных сведений о количестве ДТП, произошедших во время приема экзаменов, нет. В 2020 году было проведено в общей сложности 2,23 млн экзаменов на «площадке» и 2,45 млн экзаменов «в городе». В первый месяц после вступления в силу регламента в ГИБДД заявили, что количество сдающих тест с первого раза сократилось с 26% до 13%. Более свежих данных не публиковалось.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) пояснили “Ъ”: если заключен договор ОСАГО без ограничений по допуску за руль, потерпевший в ДТП получит возмещение ущерба в любом случае, независимо от того, кто управлял автомобилем.
«Вопрос ущерба в ДТП давно урегулирован, ответственность несет ученик, ОСАГО ущерб покрывает»,— считает глава Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева. Аварии на экзаменах, заметила госпожа Зайцева, начали чаще происходить после вступления в силу нового регламента: не во всех регионах экзаменаторы знают, как контролировать машину с помощью дублирующих педалей. Со временем, считает она, инспекторы научатся это делать.
Источник “Ъ”, знакомый с позицией МВД (она еще формируется), говорит, что обозначенная в иске проблема «во многом надуманна»: аварии во время экзаменов происходят редко, как правило, это мелкие происшествия без пострадавших.
Еще в 2019 году Верховный суд постановлением пленума разъяснял, что водителем признается любое лицо, управляющее транспортным средством, даже если у него нет прав (включая ученика). Для покрытия возможного ущерба в ДТП, говорит собеседник “Ъ”, экзаменатор и проверяет наличие ОСАГО без ограничений допуска к управлению. Такая схема, говорит он, применялась еще до вступления в силу нового регламента и противозаконной не является.