Исполнительный лист цепляют к цифровой вертикали
Минюст готовится перевести исполнение судебных решений в реестр
Для полноценного запуска с 2022 года суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» Минюст подготовил пакет законопроектов о реестровой модели принудительного исполнения судебных решений. По ним с 2023 года основанием для возбуждения исполнительного производства станет не выдача исполнительных документов и их предъявление приставам, а регистрация в реестре. Юристы инициативу поддерживают, отмечая, что стоит продумать механизмы использования банками данных реестра для списания средств должника, в том числе для защиты граждан от неправомерных списаний.
Минюст подготовил пакет законопроектов о запуске реестровой модели принудительного исполнения судебных решений — одного из ключевых мероприятий для создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Его запуск предусмотрен нацпроектом «Цифровая экономика», разработка ведется с 2019 года, сейчас в нем доступны, например, получение сторонами исполнительного производства документов и информации о ходе дела через портал госуслуг. Работа должна завершиться к концу года.
Выдачу и направление приставам исполнительных документов предложено заменить их регистрацией в электронном реестре — в нем будут содержаться сведения о документах, сторонах спора и ходе принудительного исполнения.
Вести его будет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Для наполнения реестра Минюст подготовил поправки ко всем процессуальным кодексам (от арбитражного до уголовного), по ним именно запись в реестре, а не бумаги, станет основанием для возбуждения исполнительного производства и удержания средств должника. Предполагается, что безальтернативным такой порядок станет с 2023 года, до этого документы могут предъявляться к исполнению как в бумажном или электронном виде, так и через реестр. Тот же подход Минюст детализирует и в отраслевых законах — например, в Налоговый кодекс вносится норма о том, что взыскание налогов с должника будет производиться не путем направления соответствующего решения руководителя налогового органа приставу, а путем его регистрации в реестре.
Отдельно юристы Белого дома описывают регламент работы с реестром ограниченного круга лиц и их права.
Так, доступ к реестру и документам в нем получат взыскатель, должник и приставы, а к информации о документах, уже находящихся на исполнении,— банки и организации, выплачивающие должникам зарплаты, пенсии и стипендии. Взыскатели будут направлять заявления об исполнении требований также через реестр, сделать это можно будет с использованием портала госуслуг или МФЦ (для юрлиц — через систему межведомственного электронного взаимодействия). По мнению Минюста, это решит проблемы подделки и двойного исполнения оригинала и дубликата исполнительных документов, а также снизит временные издержки. Параллельно Минюст совместно с ФССП разработает и механизмы защиты прав граждан от неправомерного списания долгов для учета риска сбоев в работе информсистем.
Юристы полагают, что эти изменения назрели. «Даже удивительно, что исполнительные документы до сих пор должны выдаваться на бумажном носителе, а гражданам приходится тратить время на то, чтобы подать их приставам»,— говорит председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Адвокат Forward Legal Олег Шейкин добавляет, что часто в суде не хватает бланков исполнительных листов и их выдача затягивается, а в условиях ковидных ограничений сроки стали еще более непредсказуемы. Однако, считает он, нужно решить вопрос корректировки данных при возникновении неточностей и урегулировать использование банками информации из реестра как основания для списания денег — сейчас «закон позволяет взыскателю получить погашение не только через приставов, но и через обращение в банк должника». Евгений Корчаго также говорит о необходимости защиты от недобросовестного списания — граждане должны быть участниками электронного взаимодействия и иметь возможность информировать суды и приставов о нарушениях или ошибках.