Поставщик топлива заехал на заправки
«Инвестнефтетрейд» купил часть АЗС Липецкой топливной компании
Структура крупного продавца нефтепродуктов «Инвестнефтетрейда» ООО «Трейдпроект» купила с торгов 16 заправок банкротящейся Липецкой топливной компании (ЛТК, юрлицо — ООО «Предприятие “Управляющая компания”»). Активы обошлись покупателю почти вдвое дешевле начальной цены — 286,5 вместо 535,9 млн руб. Это первая крупная покупка заправок ЛТК с начала банкротства. В «Инвестнефтетрейде» планы по развитию АЗС не комментируют. Аналитики отмечают, что трейдер получил наиболее рентабельные заправки, на которых сможет работать с наименьшими для себя издержками. Отсутствие интереса крупных сетевых АЗС к активам ЛТК эксперты объяснили тенденцией развития дополнительных услуг на уже имеющихся точках.
О покупке с торгов части АЗС банкротящейся ЛТК сообщил конкурсный управляющий юрлица компании Андрей Дубищев. Всего на продажу были выставлены 34 заправки в Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областях. Каждый лот включал одну АЗС с земельным участком, строениями и всем оборудованием. Имущество находится в залоге у Сбербанка. Начальная общая стоимость лотов составила 1 млрд руб.
По условиям торгов начальная цена реализации имущества действовала первые десять дней, затем каждые три дня снижалась. Торги проходили с 15 июня по 25 июля. По их итогам на половину лотов не нашлось претендентов. Одну заправку со снижением цены с 21,5 до 15 млн руб. купил воронежский предприниматель Андрей Питченко. Ранее он владел ликвидированным им же весной 2021 года ООО «Автодизельойл», которое занималось оптовой торговлей топливом.
Столичное ООО «Трейдпроект» приобрело сразу 16 АЗС. Из них в Липецкой области расположены шесть объектов, в Воронежской — пять, в Тамбовской — три, в Белгородской — два. Активы обошлись компании почти в два раза дешевле. Общая стоимость заправок составляла 535,9 млн руб., «Трейдпроект» купил их за 286,5 млн руб. Из документации следует, что на каждый лот была подана только одна заявка, которая и стала победной.
По данным Kartoteka.ru, ООО «Трейдпроект» зарегистрировано в Москве в августе 2019 года для оптовой торговли твердым, жидким и газообразным топливом «и подобными продуктами». Уставный капитал — 1 млн руб. По итогам 2020 года выручка составила 16,9 млн руб., чистая прибыль — 13,2 млн руб. Управляющей компанией и владельцем 99,9999% является столичное ООО «Инвестнефтетрейд». Главе этой фирмы Павлу Бабину принадлежит 0,0001% в «Трейдпроекте». ООО «Инвестнефтетрейд» зарегистрировано в Москве в ноябре 2015 года для аналогичного вида деятельности. Уставный капитал — 60 млн руб. По итогам 2020 года выручка составила 77,8 млрд руб., чистая прибыль — 293,1 млн руб. Единственным владельцем является Сергей Невский.
В «Инвестнефтетрейде» “Ъ-Черноземье” попросили прислать письменный запрос, на который не смогли оперативно ответить. По собственным данным, компания является поставщиком нефти и нефтепродуктов в России и Евросоюзе, ее партнерами являются «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Татнефть». В Черноземье у «Инвестнефтетрейда» расположены пять пунктов самовывоза — по два в Воронежской и Тамбовской областях, один в Белгородской.
Владелец трейдера Сергей Невский находится под следствием — в ноябре 2020 года стал подозреваемым по делу о даче взятки начальнику управления правового обеспечения ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» Ольге Филипповой.
По версии следствия, после заключения госконтрактов на строительство и введение в строй взлетно-посадочных полос в аэропорту одного из дальневосточных городов получивший подряд господин Невский регулярно нарушал сроки, а госпожа Филиппова не принимала никаких мер «претензионного характера» и делилась с подрядчиком закрытой коммерческой информацией.
Арбитражный суд Липецкой области признал ЛТК банкротом в ноябре 2020 года. Прошлым летом компания прекратила работу, кредиторы заявили о долгах на 3,2 млрд руб.
После введения конкурсного производства суд арестовал личное имущество владельца ЛТК Артура Шахова. В отношении самого господина Шахова в марте 2021 года была введена реструктуризация долгов. В процессе судебных разбирательств также был снят арест с части активов самой компании, что позволило начать распродажу автопарка. Она идет успешнее, чем реализация АЗС некогда крупнейшей региональной сети.
Заправки ЛТК регулярно выставляются на торги с февраля 2021 года. Впервые конкурсный управляющий попытался продать 37 АЗС за 1,2 млрд руб. Три заправки по начальной цене купили тамбовское ООО «Техком» (18,4 млн руб., занимается арендой и управлением недвижимостью), воронежцы Николай Алекумов (14,5 млн руб., владеет предприятием по техосмотру транспорта и заводом растительных масел) и Андрей Питченко (11,8 млн руб.). В апреле оставшиеся АЗС были выставлены на повторные торги, на них никто не заявился. В июне заправки начали распродавать в третий раз.
В июне также на торги были выставлены еще десять других АЗС этой же компании в Липецкой области общей стоимостью 203,1 млн руб. Одну из них по начальной стоимости за 16,5 млн руб. купило местное ООО «Правильный выбор», которое занимается оптовой торговлей топливом. Остальные активы пока никого не заинтересовали. В июле девять заправок были выставлены на повторные торги. Новая общая стоимость составила 167,9 млн руб. Итоги планируется подвести в конце августа.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает логичной ситуацию с покупкой нефтетрейдером АЗС: «На такое решение со стороны "Инвестнефтетрейда" влияет сразу несколько факторов — выгодная цена лотов, возможность выбрать наиболее рентабельные и пользующиеся популярностью АЗС, получение прямого канала сбыта топлива с готовой инфраструктурной базой». Господин Антонов полагает, что покупатель сможет развивать заправочный бизнес «с наименьшими для себя издержками».
При этом, считает эксперт, крупные сетевые АЗС игнорируют торги ЛТК, потому что серьезные игроки «следуют по пути расширения бизнеса не за счет наращивания точек продаж топлива, а за счет реконструкции действующих и расширения линейки предоставляемых услуг». «Все современные АЗС стремятся предлагать дополнительные услуги с высокой добавленной стоимостью от организации кафе до формирования точек быстрого и несложного ремонта транспортных средств, что дает большую рентабельность, чем просто реализация топлива», — объяснил Алексей Антонов.
Как начиналось банкротство Липецкой топливной компании
Долги ЛТК к ноябрю 2020 года достигли порядка 3 млрд рублей. Собственники пытались компенсировать часть потерь, сдав выгодные АЗС в аренду, но это может вызвать претензии у суда — имущество под арестом. Источники “Ъ-Черноземье” отмечали, что активы компании пользуются спросом у потенциальных покупателей