«Отношения России и США не так безнадежны»
Дмитрий Дризе — о перспективах переговоров в Женеве
28 июля в Женеве стартуют российско-американские переговоры по стратегической стабильности. Событие — главный итог женевской встречи российского президента Владимира Путина и его американского коллеги Джо Байдена 16 июня. Россию представляет замглавы МИД Сергей Рябков, США — первый заместитель госсекретаря Уэнди Шерман. Москва демонстрирует острожный оптимизм, несмотря на наличие расхождений по ряду вопросов. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает большим успехом уже сам факт начала этих консультаций.
Субстанция чрезвычайно сложная, о надеждах говорить рано, но процесс пошел. Можно взять на себя смелость утверждать, что в Кремле с чувством глубокого удовлетворения оценивают факт начала переговоров с американскими партнерами. Вот и старые добрые «перестроечные» выражения пошли в ход.
Прошло без малого полтора месяца со дня исторической встречи Владимира Путина и Джозефа Байдена в Женеве. Надо сказать, что подробности переговоров и тем более их результаты до сего момента оставались как будто в тумане. Однако на самом деле это не так. Все время шли консультации, стороны направляли друг другу предложения, формировалась повестка. И вот удалось согласовать дату и выйти на прямые переговоры.
Это можно считать прорывом в первую очередь потому, что вновь затеплилась надежда на разрядку международной напряженности.
А за ней и напряженности внутренней. Хотя, конечно, легким диалог не будет. С этим никто и не спорит.
Теперь, собственно, о подводных камнях, интригах, что сопровождают весь этот процесс. Наверное, стоит выделить как главное, что судьба «Северного потока-2» наконец-то решилась. Буквально за считанные дни до начала консультаций. Конечно, не все здесь однозначно, но проект можно запускать. Кроме того, президент Байден и вице-президент Харрис отказались ехать в Киев на саммит Крымской платформы. Формирование международной коалиции по возвращению полуострова можно смело назвать откровенно антироссийским мероприятием, важным для украинской власти.
С высокой долей вероятности ни Байден, ни Харрис изначально не собирались во всем этом участвовать. Однако здесь не последнюю роль играет именно публичный отказ. При этом американское представительство будет существенно снижено лишь до «сотрудника администрации». Это можно считать прямой демонстрацией уважения российскому коллеге, для которого, как мы знаем, украинская тема является приоритетной и крайне болезненной.
Также следует выделить недавний визит в Москву старого хорошего знакомого — экс-госсекретаря, а ныне представителя президента США по климату Джона Керри. Можно предположить, что разговор шел не только об окружающей среде. В неформальной обстановке можно о многом договориться и многое согласовать.
Джону Керри обеспечили в Москве особо горячий прием
Все это подтверждает тезис о том, что отношения России и США не безнадежны — есть контакты, причем достаточно интенсивные. Интересный вопрос, в чем Россия — нет, не уступит — пойдет навстречу партнерам. Ведь принято считать, что переговоры — улица с двусторонним движением. Пока заметно лишь желание российской стороны развивать так называемую климатическую повестку.
По крайней мере, здесь нет особого отторжения. И, конечно, глобальное разоружение, кибербезопасность. Главное, чтобы не было войны.
Остальные острые темы, включая права человека и ту же Украину, видно, пока на втором плане. Как бы то ни было, мы в начале пути — большая игра только начинается. Поэтому всякое возможно. Нужно хотя бы остановить дальнейшую деградацию, а там и до перезагрузки недалеко.