А король-то третий
Никита Нагорный завоевал бронзу в личном многоборье
Никита Нагорный, который приехал в Токио в статусе короля спортивной гимнастики, все-таки не смог добыть лучшее из его подтверждений — олимпийское золото в личном многоборье. Нагорному досталось третье место, которое, учитывая контекст, было слишком похоже на поражение. Опередили российского лидера опытный китаец Сяо Жотэн и выскочивший из засады юный японец Дайки Хасимото. Именно ему суждено было получить золото.
Это многоборье, королевская дисциплина в спортивной гимнастике, стало бог знает каким по счету подтверждением того, насколько зыбки на Олимпиадах расклады, насколько ошибаются те, кто им слепо доверяет. Расклады, конечно, сулили золото Никите Нагорному. Он выиграл последний — 2019 года — чемпионат мира. Он к Олимпиаде усложнял и так-то шикарный «репертуар», добавляя ценности программе чуть ли не на каждом из шести снарядов. Он слишком выделялся среди всех. Более того, если кого-то и можно было поставить рядом с Нагорным, то разве что его соотечественника Артура Далалояна. Но Далалоян три месяца назад порвал ахилл, и уже тот факт, что, несмотря на такую травму, он не отказался от Олимпийских игр, можно было считать подвигом. А тот факт, что вместе с Нагорным он притащил сборную России к командному золоту в Токио, можно было считать доблестью запредельной. Далалоян тоже квалифицировался в многоборье и замкнул в нем топ-шестерку. И это был его очередной прыжок выше потолка.
Но Никита Нагорный-то был здоров и вроде бы в тонусе. Он должен был охотиться за золотом.
Что-то наводящее на подозрения насчет его ближайшего будущего проявилось сразу же. Например, дрожь при приземлениях в вольных упражнениях, которыми группа сильнейших открывала состязания.
Или отказ включить в них изобретенный самим Нагорным элемент — тройное сальто назад согнувшись. В командных упражнениях отказ от лишнего оборота был понятен: ситуация, российский запас прочности в них настаивали на акценте на надежности. Но тут-то бонусы не помешали бы — уровень конкуренции немножко иной… Нагорный сразу же отпустил вперед двух матерых китайцев — Сунь Вэя и Сяо Жотэна, а также японца Дайки Хасимото.
Япония перед этой Олимпиадой горевала по поводу того, что так и не состоялось полноценное возвращение в гимнастику ее героя Кохэя Утимуры — спортсмена, выигравшего многоборье и в 2012 году в Лондоне, и в 2016 году в Рио-де-Жанейро. Утимура пытался в Токио блеснуть хотя бы на перекладине, но ничего хорошего не показал. В Хасимото полноправного его наследника она, кажется, все-таки не видела: наверное, и в самом деле жутко одаренный, но — 19 лет, опыта по сравнению с тем же Нагорным, китайцами — с гулькин нос. Тот самый чемпионат мира 2019 года, на котором доминировал россиянин, для Хасимото был, по сути, серьезным взрослым дебютом. Причем в тот момент он еще не был, строго говоря, готов проходить многоборье на элитном уровне. Потом, как известно, началась пандемия, лишившая юношу таких нужных ему предолимпийских тестов. А первое место в квалификации — ну что оно значит? Все же гранды слегка берегутся.
А Дайки Хасимото между тем удивлял. В финале он не собирался опускать установленную в квалификации планку и до третьей ротации удерживался на верхушке. И вдруг напортачил на кольцах, а вслед за этим чуть не свалился с матов после приземления на опорном прыжке: «сырой» еще, что тут поделаешь.
А Никита Нагорный, с недавних пор руководитель штаба «Юнармии», только что суровый, как военачальник, фиксирующий безнадежное отступление своих войск, расцветал на глазах — улыбка, искрящиеся оптимизмом глаза. У него пошло. Хасимото уже подвинут назад, а китайцы — на расстоянии вытянутой руки.
На концовку турнира было припасено все самое интересное.
Брусья, пятый снаряд, выкинули из гонки Сунь Вэя. Кое-как приземлившись, он долго сидел, скорчившись от боли,— похоже, повреждение левой руки оказалось отнюдь не символическим. На роскошные оценки с ним рассчитывать было нельзя. А Нагорного, получившего на брусьях 15,400, баллы как раз чемпионские, они подтянули еще ближе к титулу. Нужно было отыграть три с небольшим десятых у Сяо Жотэна и не пропустить Дайки Хасимото, которого от Нагорного отделили полторы десятых.
Туго закрученный узел интриги никак не хотел распутываться. Претенденты на золото заканчивали многоборье в порядке обратном позициям, на которых находились. И Сяо Жотэн долго всматривался в табло, недоумевая, почему его выступление на перекладине оценили так низко — в 14,066, откуда взялась сбавка в несколько десятых?! Он явно был уверен, что сделал все совсем недурно.
Это был шанс для Никиты Нагорного. Чтобы обскакать Сяо Жотэна, требовалось справиться с перекладиной даже не на фантастически хорошем уровне, а просто на очень-очень хорошем.
Оплошность, заметная не только чересчур зоркому судейскому глазу, у него была только одна — приземлившись, шагнул вперед, удерживая равновесие. И это она не позволила ему дотянуться до спортсмена, который, казалось, уже миновал свой пик.
34 тысячные — разница эфемерная, но это разница.
А дальше был выход Дайки Хасимото и почти безупречная программа наглого выскочки с контентом круче, чем у Нагорного и Сяо Жотэна. Конечно, «сырой», конечно, непохожий на эталонного короля гимнастики, но Хасимото получил свои 14,933 балла и «сожрал» тех, кто на него был похож гораздо больше, с потрохами.