«Сейчас активно восстанавливаются опытные, элитные хозяйства»
Академик РАН, гендиректор «Щелково Агрохим» Салис Каракотов — в программе «Цели и средства»
Импортозамещение в агропромышленном комплексе — задача стратегическая. В России еще в прошлом году была принята доктрина продовольственной безопасности. Это коснулось и семеноводства. Селекция и собственная культивация культур должны в ближайшие годы выйти на уровень 75%. Насколько это осуществимо? Об этом ведущий “Ъ FM” Рамаз Чиаурели побеседовал с академиком Российской академии наук, генеральный директоров компании «Щелково Агрохим» Салисом Каракотовым.
— Прежде всего хотелось бы затронуть тему доктрины продовольственной безопасности, которая была принята в прошлом году. Создание собственного семенного материала официально превратилось в задачу стратегической важности. Что сейчас происходит с отечественным семеноводством?
— С отечественным семеноводством, в общем-то, как принято говорить последние 20 лет, не все благополучно, но есть хорошие предпосылки. Здесь надо отметить, что у нас есть две доктрины. Первая — доктрина продовольственной безопасности — это обеспечение основными видами продовольствия в объемах, необходимых для признания этой независимости. В частности, например, обеспечение сахаром не меньше чем на 90%, зерновыми продуктами на такую же величину. Но есть еще другая доктрина, которая называется «доктрина 75», то есть обеспечение собственными семенами основных сельскохозяйственных культур не менее чем на 75% по каждой из культур. Главные наши сельскохозяйственные культуры — это, конечно же, пшеница, ячмень, зерновые колосовые в общем, а также кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, соя и картофель.
— Не так давно я узнал о том, что на острове Шпицберген существует всемирное семенохранилище, его еще называют «хранилищем Судного дня». В России есть что-то подобное?
— На Шпицбергене каждая страна имеет право занять свою ячейку, и каждой стране предоставлена возможность там хранить семена, но оно заполнено едва ли на четверть. Это ледяное хранилище, и там более 900 тыс. наименований растений уже хранится. Что касается России, у нас есть хранилище, созданное Всероссийским институтом растениеводства им. Н. И. Вавилова, в Санкт-Петербурге. И по меньшей мере 200 тыс. наименований растений там сконцентрировано.
— Что будет происходить с семеноводством, с отечественной селекцией в ближайшие годы, как вам кажется?
— В ближайшие годы будет происходить действительно абсолютно необходимое для нашей страны сокращение отставания. Мы отстали по ряду культур, но я не считаю, что мы упустили что-то в естественно-научных возможностях. Мы технологически отстали. И сейчас активно восстанавливаются так называемые опытные, элитные хозяйства, обеспеченность научных организаций необходимой техникой. Плюс к этому прибавилась мощная сила в качестве коммерческих структур, которые имеют финансовые, технические возможности. И наша задача состоит в том, чтобы мы в короткое время вооружились новейшими методами селекции. В частности, мы до 2025 года по программе развития сахарной свеклы, а мы ее уже начали в 2018-2019 году, должны создать ряд серьезных селекционных материалов, не менее 40 новых гибридов, которые будут успешно конкурировать. На эти цели государство выделяет средства, и столько же должны выделить так называемые индустриальные партнеры селекционного процесса. В частности «Щелково Агрохим» совместно с нашей дружественной компанией «Русагро» затратит на селекционные материалы 1,38 млрд руб. — ровно столько же, сколько выделяет государство. Я думаю, что мы в ближайшие 10 лет сформируем эту селекционно-семеноводческую независимость.