Вместе нам по пути!

Об экономике магистрали в непростых условиях пандемии, достижениях и социальных проектах рассказывает начальник ГЖД Анатолий Лесун

Горьковская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» (ГЖД) — одна из старейших железнодорожных магистралей России. Движение по ней было открыто в 1862 году, и благодаря этому Нижний Новгород получил новые логистические возможности и важное транзитное значение. Сегодня дорога обслуживает 15 регионов страны, связывая центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. Для Нижегородской области ГЖД — один из ключевых налогоплательщиков и крупнейших работодателей. Об экономике магистрали в непростых условиях пандемии, достижениях и социальных проектах рассказывает начальник ГЖД Анатолий Лесун.

— Анатолий Федорович, ваше предприятие — один из ключевых работодателей Нижнего Новгорода и налогоплательщиков региона. Сколько рабочих мест обеспечивает ГЖД сегодня? Каков объем налоговых платежей?

— В Нижегородской области трудится третья часть всего коллектива Горьковской магистрали — почти 12,5 тыс. человек (всего в подразделениях ОАО «РЖД» в границах ГЖД — 41 тыс.). За последние пять лет ГЖД выплатила в бюджеты всех уровней порядка 49,5 млрд руб. налогов и страховых взносов, а если считать вместе с дочерними и зависимыми обществами — 52 млрд руб.

В том числе объем отчислений по полигону ГЖД в прошлом году составил 8,7 млрд руб. (с ДЗО — 8,8 млрд руб.), за шесть месяцев этого года — 4,5 млрд руб. (с ДЗО — 4,6 млрд руб.).

— ГЖД вносит весомый вклад в развитие транспортной инфраструктуры в Нижегородской области. Как за последние пять лет магистраль финансировала капитальные проекты и какие именно? Какие планы на этот год?

— С 2016-го по 2020 год капитальные вложения ОАО «РЖД» в границах Горьковской железной дороги на территории Нижегородской области составили порядка 31 млрд руб. Среди крупнейших проектов отмечу масштабную реконструкцию вокзального комплекса в Нижнем, станции Зелецино в Кстовском районе, строительство платформы станции в Дзержинске. В 2020 году были капитально отремонтированы платформы вокзалов в Дзержинске, Шахунье и Семенове, а также на станции Пильна и о.п. 408 км. Также за пять лет мы обновили 192,3 км пути, ввели в эксплуатацию восемь пешеходных переходов со световой и звуковой сигнализацией.

В этом году план капитальных вложений составляет 7 млрд руб. Кроме работ по обновлению пути стоимостью более 1 млрд руб. мы проектируем новые, принципиально важные для дальнейшего развития областного центра остановочные пункты в районе Мещерского озера и аэропорта Стригино. В Стригино планируем заменить временные деревянные платформы на капитальные. А на Мещере прорабатываем вопрос строительства двух платформ между крупными жилищными массивами, рядом с остановками городского общественного транспорта.

Активно поддерживаем развитие паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Так, в прошлом году реконструировали историческое здание вокзала на станции Арзамас-1, в этом году капитально ремонтируем Арзамас-2. Восстановили мультимодальный маршрут Москва — Арзамас — Дивеево.

— В последние годы ГЖД активно участвует в решении транспортных проблем в черте Нижнего Новгорода. Какие новые направления сегодня охватывает проект «Городская электричка»?

— Наиболее популярна «Городская электричка» у сормовичей. С 1 августа 2020 года на участке Починки — Варя организовано тактовое движение 33 пар поездов, а в этом году мы открыли новую остановку на этом маршруте — Светлоярская-2.

Новая остановочная платформа была построена в прошлом году и в пригородном поселке Окский берег — это помогло обеспечить альтернативные пути проезда напряженного участка в районе Ольгино. На станции Стригино в Автозаводском районе, кроме поездов «Городской электрички», останавливаются и пригородные поезда, следующие в Арзамас и Павлово, а также «Стриж», курсирующий между Санкт-Петербургом и Самарой.

Традиционно очень востребованы электрички в ближайшие пригороды у нижегородских садоводов. Мы стараемся прислушиваться ко всем обращениям пассажиров, и в ответ на один из таких запросов — от жителей крупного садового кооператива «Ягодное» в Богородском районе — в этом году там была открыта новая платформа. Возле нее будут останавливаться пригородные поезда, курсирующие на Арзамасском направлении.

— Скоростное движение — одно из главных направлений развития ГЖД в последние годы и важный фактор, влияющий на инвестиционную и туристическую привлекательность Нижнего Новгорода. Каких результатов удалось достичь?

— В прошлом году мы отметили 10 лет с момента ввода в коммерческую эксплуатацию скоростного пассажирского поезда «Сапсан». 30 июля 2010 года первый скоростной поезд «Сапсан» отправился по маршруту Санкт-Петербург — Нижний Новгород. В июле 2020 года мы перевезли 4,5-миллионного пассажира этого поезда. Кроме «Сапсанов» между Москвой и Нижним на данный момент курсируют пять пар скоростных поездов «Стриж», четыре пары скоростных поездов «Ласточка». Минимальное время в пути на маршруте Москва — Нижний Новгород сейчас составляет 3 часа 35 минут — для пассажиров, наверное, это главное наше достижение, за которым стоят масштабные работы по обновлению как путей, так и подвижного состава.

По питерскому направлению в этом плане нам тоже есть, чем гордиться. На скоростном «Стриже» №713/714, который останавливается в Стригино, из Санкт-Петербурга в Самару сегодня можно добраться всего за 19 часов. Благодаря специальному расписанию и уникальному подвижному составу время поездки по всему маршруту сокращено почти вдвое.

— Какова динамика пассажирских перевозок поездами дальнего следования и какие новые маршруты для таких путешествий можно отметить?

— За последние пять лет объемы перевозок по таким маршрутам последовательно росли, особенно в летний сезон, и этот год не исключение, тем более что поездки по стране становятся все более востребованными. Если в 2019 году поездами дальнего следования мы перевезли порядка 2,8 млн пассажиров из Нижегородской области, то только за первое полугодие этого года — 1,078 млн пассажиров.

Среди новых направлений отмечу скорый поезд №99/100 из Нижнего в Кисловодск, запущенный в апреле этого года. Впервые нижегородцы получили возможность совершить поездку на курорты Северного Кавказа по железной дороге напрямую, без пересадок.

В дальних путешествиях комфорт особенно значим, поэтому мы постоянно обновляем подвижной состав. Важный в этом плане проект этого года — обновление вагонов легендарного фирменного поезда №59/60 «Волга» маршрутом Нижний Новгород — Санкт-Петербург.

— Грузоперевозки по железной дороге — важный индикатор состояния дел в экономике в целом. Как в этом году в сравнении с прошлым меняются показатели ГЖД по погрузке?

— Прошлый год действительно был непростым. На фоне пандемии погрузка на ГЖД в Нижегородской области снизилась на 22% — до 11,6 млн тонн за 2020 год. Но уже в первом полугодии этого года мы отмечаем положительную динамику: объемы грузовых перевозок выросли на 8,5% до 6,5 млн тонн. При этом, благодаря слаженной работе коллектива дороги и грамотному взаимодействию с грузоотправителями, по ряду номенклатур мы наблюдали стабильный рост даже в сложных условиях самоизоляции. Это и лесные грузы (в прошлом году — плюс 31,5%, в первом полугодии этого — 55%), и промышленное сырье (в 2020 году — рост на 4,8%, в этом — на 24%).

Кроме этого мы фиксируем увеличение поставок грузов на нижегородские предприятия — на 25,2% в первом полугодии, в основном за счет строительных грузов: ГЖД активно участвовала в снабжении крупнейшего в РФ инфраструктурного проекта по строительству высокоскоростной автомобильной дороги М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань».

— Как ГЖД участвует в подготовке к 800-летию Нижнего Новгорода?

— Направлений подготовки несколько. Прежде всего дорога сама по себе привлекательна для туристов. В будущем году ГЖД 160 лет, и нам есть, что рассказать и показать как жителям Нижнего Новгорода, так и его гостям. В «Городских электричках» проводятся тематические экскурсии (они входят в стоимость билета), ждем всех в музее истории ГЖД, на уникальной открытой экспозиционной площадке «Паровозы России» и, конечно, на Детской железной дороге Нижнего Новгорода.

Весной этого года вместе с дочерней «Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией» мы протестировали новый формат — туристические поезда. Состоялось несколько туров в деревню Простоквашино — реальную деревню в Тонкинском районе Нижегородской области. В поезде до станции Урень детей развлекали аниматоры, угощали едой и напитками, а потом пассажиры пересаживались на автобусы и ехали в саму деревню, где гостей встречали специальной экскурсионной программой по мотивам мультфильма. Отзывы о таких поездках очень позитивные.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с АНО «Центр 800» и участвуем в благоустройстве общественных пространств города, совместно реконструируя площадь перед железнодорожным вокзалом. Совсем скоро район вокзала, включая привокзальную площадь, преобразится.

Читать далее приложение «Нижний Новгород. Бизнес-800»

Вся лента