Сила обработки

Тенденции

Ядро экономики современного Нижнего Новгорода, как и региона в целом, составляют обрабатывающие производства — на их долю приходится около 43% в общем объеме. Не удивительно, ведь городские районы росли и ширились вокруг заводов-гигантов, которые когда-то сформировали лицо города как центра машиностроения и металлургии. До сих пор в большей степени показатели устойчивого развития Нижнего Новгорода обеспечиваются работой крупных и средних предприятий. В 2020 году они отгрузили продукции на 438,3 млрд руб., что составляет около 78% в общем объеме.

Построенный в Нижнем Новгороде «Мустай Карим» — первый российский круизный ­лайнер за 60 лет

Фото: Михаил Солунин, Коммерсантъ

Давим на газ

Крупнейшая отрасль экономики Нижнего Новгорода — автомобилестроение, которое занимает 46,2% в структуре обрабатывающих производств. По итогам 2020 года объем отгруженных товаров в отрасли снизился на 7,8%, но, как поясняют в администрации Нижнего Новгорода, в большей степени показатели отрасли зависят от результатов работы промышленного гиганта — Горьковского автомобильного завода (входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски). На его показатели загрузки влияет объем заказов. По итогам 2020 года в России было продано 51,7 тыс. легких коммерческих автомобилей группы ГАЗ (по данным Ассоциации европейского бизнеса), что на 20% ниже уровня 2019 года. Однако уже в первом квартале 2021 года спрос на продукцию завода вырос на 19%. В рамках обновления модельного ряда в мае этого года ГАЗ начал серийное производство автомобиля «ГАЗель NN». По словам президента группы ГАЗ Вадима Сорокина, с запуском новой модели начался переход от аналоговой системы управления автомобилем к цифровой.

Кроме Горьковского автозавода ведущими предприятиями нижегородского автомобилестроения являются ООО СТ «Нижегородец» и ООО «Промтех», которые занимаются дополнительным оснащением машин и выпуском спецтехники, а также ООО НПО «Автопромагрегат», АО «Магна Автомотив Рус», выпускающие комплектующие к автотранспорту. В 2020 году СТ «Нижегородец» выпустило 243 автомобиля скорой медицинской помощи класса В по заказу правительства Москвы, 54 автомобиля для Татарстана и 30 для Екатеринбурга. Сейчас предприятие разрабатывает новые модели автомобиля фельдшерско-акушерского пункта на базе шасси Ford Transit, автобуса «Турист» средней вместимости на базе Iveco, автобуса малой вместимости на базе фургонов Volkswagen Crafter и автомобиля скорой медицинской помощи и грузо-пассажирского фургона на базе УАЗа.

Справка

Доходы — 41,8 млрд руб.

Расходы — 43,6 млрд руб.

Дефицит — 1,74 млрд руб.

Объем инвестиций в основной капитал — 14,8 млрд руб.

Объем товаров собственного производства (I квартал 2021 года) — 96,6 млрд руб.

Оборот розничной торговли — 60,7 млрд руб.

Объем платных услуг (крупных и средних организаций) — 25 млрд руб.

Ввод жилья — 124,9 тыс. кв. м

Среднемесячная зарплата (I квартал 2021 года) — 52,1 тыс. руб.

На воде и в воздухе

За статистикой по отрасли «производство прочих транспортных средств и оборудования» стоят показатели таких крупных заводов, как «Красное Сормово» и «Сокол». В 2020 году объем отгруженных ими товаров вырос на 89,7%. В прошлом году «Красное Сормово» построило десять сухогрузов проекта RSD59, заложило пять краболовных судов и достроило пассажирский теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Восемь сухогрузов получила компания «Пола Райз» и два — ООО «Альфа». «Несмотря на ограничения ушедшего года, мы достигли намеченных ключевых показателей», — отметил генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин. В 2021 году верфь заключила контракты на 12,8 млрд руб. на строительство 11 сухогрузов для Государственной транспортной лизинговой компании.

Нижегородский авиазавод «Сокол» (филиал АО «Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"») в феврале 2020 года приступил к производству первого серийного самолета Ил-114-300. Это борт на 60 пассажиров для перелетов внутри России. На производственной площадке «Сокола» планируют изготовить семь отсеков фюзеляжа и передать для окончательной сборки на Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина. В 2019 году в подготовку производства к выполнению программы Ил-114-300 было вложено более 400 млн руб.

Оборонная промышленность — одна из ­основных ­отраслей нижегородской ­экономики (на фото — Нижегородский завод 70-летия Победы)

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Куй железо

На производство готовых металлических изделий в структуре экономики города приходится 9,5%. К этой отрасли относится большое количество предприятий разного профиля, в том числе завод «Красный якорь» (цепи для судов), завод «Труд» (металлическая фурнитура и крепеж), завод «Красная Этна» (изделия из проволоки и пружин), а также крупные оборонные ОКБМ Африкантов (входит в госкорпорацию «Росатом») и Нижегородский завод 70-летия Победы (в структуре концерна КВО «Алмаз-Антей»). В 2020 году в общей сложности все предприятия этого сегмента выпустили продукции на 39 млрд руб.

ОКБМ Африкантов — крупный научно-производственный центр атомного машиностроения. Инвестиционная программа предприятия до 2023 года предполагает, что в основной капитал будет вложено около 10 млрд руб. В прошлом году бюро совместно с НИИЭФА имени Ефремова завершило опытно-промышленные испытания первого российского криогенного электронасоса для перекачивания сжиженного природного газа (СПГ). Криогенный электронасос разработан по заказу и в сотрудничестве с ПАО «Новатэк». Оборудование будут использовать для отгрузки СПГ на танкеры-газовозы. Кроме того, конструкторское бюро участвует в проекте по строительству атомной станции малой мощности, в состав которой входит реакторная установка РИТМ-200Н тепловой мощностью 165 МВт и конденсационная паротурбинная установка установленной электрической мощностью 53 МВт. Предполагается, что маломощная атомная станция обеспечит стабильное и надежное энергоснабжение удаленных районов Республики Саха.

Нижегородский завод 70-летия Победы и ПАО «Газпром» в 2019 году подписали долгосрочный договор на поставку импортозамещающей продукции для систем подводной добычи углеводородов. В нижегородскую площадку «Алмаз-Антей» инвестировал 60 млрд руб. Гражданская площадка оборонного завода — это единственный в России комплекс сборки и испытаний подводной арматуры и аппаратуры для добычи, сбора газа и соединений и другой продукции, разработанной специалистами инженерной компании ООО «Газпром 335». До конца 2021 года завод представит прототип подводного беспилотника «Сарма» для исследования шельфа, создаваемый в кооперации с нижегородским ЦКБ «Лазурит». В 2022 году планируется изготовить головной образец аппарата. Серийное производство батискафа, по планам, начнется в 2024 году после разработки силовой установки и ходовых испытаний. Кроме того, завод 70-летия Победы планирует наладить производство компрессорных установок, судового оборудования и развивать выпуск цеховых и корабельных кранов и сельскохозяйственного инвентаря.

Хлебом единым

В структуре обрабатывающих производств 8,5% составляет выпуск продуктов питания. В прошлом году объем отгрузки пищевой промышленности Нижнего вырос на 1,7%, до 34,5 млрд руб. Нижегородские производители продуктов закрывают часть потребностей жителей города-миллионника в хлебе и хлебобулочных изделиях, молоке и молочной продукции и кондитерских изделиях. Ведущие предприятия города — Нижегородский молочный завод №1 (входит в холдинг «Шахунское молоко»), молочный комбинат «Нижегородский» (филиал холдинга «Вимм-Билль-Данн»), Нижегородский масло-жировой комбинат (НМЖК), «Хлеб», «Каравай» и Сормовская кондитерская фабрика.

До 2024 года АО «Каравай» планирует реализовать инвестиционных проектов на 1,1 млрд руб. Предприятие реконструирует и модернизирует основные фонды, намерено внедрить систему бережливого производства и расширить рынки сбыта продукции. В прошлом году завод выстроил новую систему хранения, подачи, просеивания и распределения муки, сделал капитальный ремонт производственных и офисных помещений и купил новое оборудование.

Модернизирует производство и ОАО «Хлеб», которое обновило автопарк для доставки хлеба и кондитерских изделий, закупило новые промышленные станки для ремонта оборудования и его бесперебойной работы, обновило серверную, чтобы повысить производительность информационных систем, и освоило выпуск новых видов продукции более высокого класса, в том числе диетических.

В Нижнем Новгороде расположен один из крупнейших в стране производителей подсолнечного масла и соусов — группа компаний НМЖК. До 2023 года холдинг планирует инвестировать в основной капитал около 500 млн руб. В 2020 году компания была признана лучшим экспортером Приволжского федерального округа в агропромышленном комплексе. По подсчетам министерства сельского хозяйства Нижегородской области, в 2020 году экспорт сельхозпродукции приблизился к $330 млн и 70% в его структуре составляет масло-жировая продукция. Большая ее часть выпускается группой компаний НМЖК. Сейчас НМЖК поставляет подсолнечное масло, лузгу, шрот, маргариновую и майонезную продукцию в 18 стран мира. На сегодняшний день экспорт является одним из приоритетных направлений деятельности компании, которая стремится к тому, чтобы увеличить его объемы с 300 тыс. тонн до 1 млн тонн.

Инвестиции в будущее

Составляя планы развития Нижнего Новгорода, администрация надеется на рост экономических показателей и объемов инвестиций в основной капитал. За 2020 год этот показатель по крупным и средним организациям вырос на 35,8%, до 129,8 млрд руб., несмотря на сложности и ограничения, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции. Больше всего объемы вложений выросли у обрабатывающих производств — в 3,2 раза, у предприятий сельского и лесного хозяйства — в 2,4 раза. У компаний, работающих в здравоохранении и социальной сфере, рост составил 84,8%. Кроме того, на 24,4% больше средств инвестировали в развитие финансовые и страховые компании, а также организации культуры, спорта, досуга и развлечений (+22,7%) и операторы связи (+21,7%)

В ближайшие четыре года чиновники делают ставку на строительство четырех новых станций метро: «Оперный театр», «Сенная», «Варя» и «Сормовская», а также на развитие городской инфраструктуры. По договору со Сбербанком, который заключило областное правительство, в Нижнем укрепят набережные по правому и левому берегам Оки для перспективного развития этих территорий и жилой застройки. Вкупе с программой реновации исторического центра города развитие инфраструктуры должно привлечь в город новые инвестиции и масштабные проекты.

Александра Викулова

Читать далее приложение «Нижний Новгород. Бизнес-800»

Вся лента