Чем силен город?

Нижегородские промышленники и чиновники — о главном

В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода главы крупнейших предприятий и представители власти размышляют об особенностях географического положения города, его экономического уклада и менталитета нижегородцев.

Владимир Лузянин

Владимир Лузянин, президент НАО «Гидромаш»:

— Почти четыреста лет назад наши земляки построили и отправили в путь до Каспия первый российский парусник класса «река-море» «Фредерик». Возможно, это в чем-то и обусловило то, что Нижний стал развиваться как промышленный город. У нас мощнейшие предприятия, которые зачастую вопреки обстоятельствам создают уникальную продукцию, не имеющую аналогов в мире. Исторически сложилось, что вслед за родителями на предприятия приходят дети, внуки. И в этой связи поколений сила, которая, как я думаю, позволит Нижнему и дальше быть крупнейшим промышленным центром страны.

Евгений Люлин

Евгений Люлин, председатель законодательного собрания Нижегородской области:

— 800-летие — это великая дата, веха в истории Нижнего Новгорода. Поэтому такое огромное внимание уделяется подготовке к празднику, реализации проектов, направленных на преображение городских пространств, на то, чтобы сделать Нижний Новгород удобным и комфортным, как для жителей, так и для гостей.

Сильные стороны Нижнего известны — это удачное во всех смыслах расположение в месте слияния двух рек, это уникальный перепад высот, наши потрясающие виды, исторические и культурные ценности. Необходимо было реализовать этот потенциал — показать всем, насколько прекрасен и неповторим наш город, сохранив облик и дух старого купеческого Нижнего и в то же время органично вписав в историческую среду современные пространства, здания, инфраструктуру XXI века.

К юбилею реализуются проекты по 140 объектам, по двум сотням гектаров общественных пространств. Причем в первую очередь обновляются знаковые места, формирующие «лицо» города, — кремль, Стрелка, Александровский сад, парк «Швейцария». Работ в таких масштабах не велось никогда! Причем ставка сделана на качество. Нет цели сделать все к конкретной дате. После празднования юбилея работы продолжатся по плану: надо реализовывать вторую очередь программы благоустройства, точечно и очень осторожно, с привлечением специалистов высшего класса, заниматься объектами культурного наследия. Нижний Новгород — «жемчужина Поволжья», наше общее богатство, с которым нужно обращаться рачительно.

Дмитрий Барыкин

Дмитрий Барыкин, генеральный директор АО «Завод Красный Якорь»:

— Почти 20 лет назад я переехал из Москвы в Нижний Новгород и не жалею. Дома каменные, люди железные — это здесь. И мне,как промышленнику нравится атмосфера нашего города, его ритм, логистические возможности, ориентированность на развитие. Даже близость столицы, которая иногда пылесосит наши кадры, постепенно становится плюсом — москвичи приезжают к нам тратить и инвестировать. Здесь был и остается огромный производственный потенциал — он в людях, технологиях, имеющихся и создаваемых промышленных площадках.

Виктор Тятинькин

Виктор Тятинькин, генеральный директор — главный конструктор АО ПКО «Теплообменник»:

— Нижний Новгород во все времена славился своим крепким промышленным потенциалом. Город по праву входит в число самых передовых в России по технологическому оснащению предприятий и выпускаемой продукции. Многие нижегородские компании прочно закрепили за собой рыночные ниши по отдельным видам продукции на российском и мировом рынках.

Что касается авиастроения, то я считаю, что это именно та отрасль, которая, как локомотив, ведет за собой всю остальную промышленность. Знаменитые гениальные летчики, нижегородцы Петр Николаевич Нестеров и Валерий Павлович Чкалов, беззаветно влюбленные в авиацию, виртуозно владея фигурами высшего пилотажа, покоряли небо. Современные нижегородские авиастроители, вдохновляясь примером своих земляков, безупречно владея новейшими технологиями, воплощают полет конструкторской и инженерной мысли в конкурентоспособные высокотехнологичные изделия для мирового авиапрома. И эта работа, которая делается стабильно и качественно вне зависимости от внешнеполитического контекста и ситуации в экономике, — тоже высший пилотаж!

Поэтому главное достояние Нижнего Новгорода — это люди! Нам есть, чем и кем гордиться, — здесь выросло немало хозяйственных руководителей, известных деятелей науки, культуры и искусства. Город силен своими традициями. И сегодня от каждого из нас, от нашего труда, инициативы и гражданской ответственности зависит настоящее и будущее. Совместными усилиями мы сможем сделать родной Нижний еще более комфортным, современным и преуспевающим!

Андрей Софонов

Андрей Софонов, управляющий директор Горьковского автозавода:

— Нижний Новгород сегодня — это место, где рождаются транспортные решения, которые будут формировать облик российских мегаполисов в ближайшие десятилетия. Конструкторские и инженерные службы Горьковского автозавода работают над развитием новых поколений автомобилей, над разработкой систем активной помощи водителю и беспилотных технологий, над созданием машин на электрической тяге и других новых видах топлива.

Наша задача — способствовать формированию новой городской среды с чистым воздухом, низким уровнем шума, безопасной и комфортной для всех жителей. Это будущее, которое затронет все города страны, но основа его во многом формируется сегодня здесь, в Нижнем Новгороде.

В год 800-летнего юбилея Нижнего ГАЗ выпустил новую модель, родоначальника нового поколения наших автомобилей. Мы назвали ее «ГАЗель NN», и эти буквы в имени автомобиля символизируют неразрывную связь завода и города на протяжении уже почти 90 лет.

Нижний Новгород сегодня — это город, из которого современные российские автомобили ежедневно отправляются в самые разные уголки нашей страны и точки земного шара. Новые низкопольные автобусы ГАЗ обеспечивают транспортную доступность для маломобильных пассажиров в десятках регионов России. Нижегородские микроавтобусы перевозят жителей и туристов во Вьетнаме и на Филиппинах; автомобили скорой помощи помогают бороться с ковидом в Египте; уникальные внедорожники, которым не страшны перепады высот до 4 тысяч метров, работают в горных районах в Перу и Боливии, помогают бороться с пожарами в лесах Восточной Европы и катают любителей активного отдыха по красотам Австралии; коммунальная техника работает на Мадагаскаре и даже в супертехнологичной Германии продаются электромобили, созданные на базе нижегородской «ГАЗели».

Потребители, живущие за много тысяч километров друг от друга, говорящие на десятках разных языков, видят на капотах машин эмблему нижегородского оленя, который является символом и Горьковского автозавода, и города.

Максим Черкасов

Максим Черкасов, министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:

— Нижнему Новгороду — 800 лет, и более двух столетий наш город является крупнейшим промышленным центром России. Наши предприятия выпускают уникальную продукцию, которая известна далеко за пределами Нижегородской области и пользуется повышенным спросом.

Автомобиль «Волга» когда-то был самым желанным и престижным автомобилем в Советском Союзе. И сейчас продукция ГАЗа лидирует в сегменте легкого коммерческого транспорта в России. В год 800-летия на заводе стартовало серийное производство нового автомобиля «ГАЗель NN». С запуска этой модели начинается переход отечественного коммерческого транспорта от аналоговой к цифровой модели управления.

Легендарное ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева ведет работу по возрождению скоростного флота: уже построено 11 судов «Валдай», которые используются в нашей области, Чувашии и Ханты-Мансийском автономном округе. Совсем скоро впервые более чем за 20 лет будет спущен на воду «Метеор120Р». Создание этого судна — огромный шаг в развитии пассажирского флота России.

Завод «Красное Сормово» в 2019 году выпустил круизный лайнер «Мустай Карим», который уже успел получить высокую оценку на мировом уровне. Корабль вошел в перечень лучших судов мира Significant Ships of 2020, ежегодно составляемый Британским Королевским обществом корабельных инженеров.

Одно из старейших предприятий города ПАО «Завод Красный Якорь» — современное высокотехнологичное предприятие, являющееся самым крупным производителем цепей в России и странах Восточной Европы. Например, нижегородские цепи стоят на атомном ледоколе «Арктика».

На нижегородских заводах производят автомобили, самолеты, корабли, радиоаппаратуру, продукцию для атомной отрасли, работают над гособоронзаказом. И эта работа получает высокую федеральную оценку — так, по результатам рейтинга Минпромторга РФ по развитию регионов Нижегородская область занимает четвертое место в России по комплексному интегрированному показателю развития промышленности. Безусловно, большой вклад в этот результат внесли крупнейшие предприятия Нижнего Новгорода.

В этом году предприятия областного центра уже отгрузили продукцию почти на 180 млрд руб., и это на 38,7 % больше, чем в прошлом году. Промышленность города развивается, несмотря на сложности, и продолжает уверенно повышать объемы, качество производства и создавать новые рабочие места.

Читать далее приложение «Нижний Новгород. Бизнес-800»

Вся лента