«Люди должны относиться добрее и уважительнее друг к другу на дороге»
Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников — о безопасности дорожного движения
В июле 2021 года российская Госавтоинспекция празднует 85-летний юбилей. Руководитель ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников рассказал о новых задачах, стоящих перед ведомством, о реформах в области проведения экзаменов на права и техосмотра, о контроле за установкой камер и борьбе с агрессивными водителями.
— С 2021 года в России реализуется доработанный федеральный проект «Безопасность дорожного движения». В чем основные отличия?
— Федеральный проект «Безопасность дорожного движения», входящий в состав национального проекта «Безопасные качественные дороги», состоит из целого комплекса мероприятий, направленных на снижение смертности на дорогах. Его выполнение в 2020 году дало заметный результат: число дорожно-транспортных происшествий сократилось более чем на 11%, число погибших в них людей снизилось почти на 4,5%. Таким образом, нам удалось сохранить более 900 человеческих жизней.
Указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 горизонт планирования всех нацпроектов (и включенных в них федеральных проектов) был смещен с 2024 на 2030 год. Важно, что ключевой показатель федпроекта «Безопасность дорожного движения» — снижение социального риска в ДТП — сохранился.
К 2030 году в дорожно-транспортных происшествиях не должно погибать более четырех человек на 100 тыс. населения. Но, поскольку этот показатель сильно зависит от демографических и миграционных процессов, с 2021 года было решено добавить еще один маркер — транспортный риск, или количество погибших в ДТП человек на 10 тыс. транспортных средств. Он, на наш взгляд, добавит объективности картине изменений, происходящих в сфере безопасности дорожного движения.
— В результате реформы экзаменов, стартовавшей с 1 апреля, сдавать на права стало гораздо сложнее, больше граждан отправляется на пересдачу. Хорошо ли это с точки зрения дорожной безопасности?
— Принципиального усложнения при сдаче экзаменов не произошло. Теоретический экзамен остался таким же. Практический экзамен, в общем-то, тоже. Просто раньше он состоял из двух частей — площадки и города, а с апреля это одна процедура. Да, ездить не по тем маршрутам, которые ранее просто заучивались, стало для многих некомфортно. Водитель, окончив автошколу и выехав на незнакомые улицы, теряется в новой для него дорожной ситуации.
Но хотел бы обратить внимание на статистику: более 700 аварий с погибшими зафиксировано в этом году с участием начинающих водителей. Поэтому самое важное — это интеграция «молодого» водителя в транспортный поток. Для этого и была задумана упомянутая вами реформа и объединение экзаменов. Со временем, думаю, мы добьемся того, чтобы «молодой» водитель, выезжая на дорогу, не чувствовал себя дискомфортно и не создавал проблем другим участникам движения.
Хочу обратиться к опытным водителям: если видите на дороге начинающего автомобилиста, вспомните, что поначалу за рулем вы были точно такими же. Помогите ему, уступите дорогу, дайте возможность проехать. Сейчас мы зачастую видим, что окружающие только агрессивно сигналят новичкам и тем самым лишь дополнительно их нервируют. Хотелось бы, чтобы люди относились добрее и уважительнее друг к другу. Это один из элементов культуры вождения, к повышению которой мы постоянно стремимся.
— Эксперты давно говорят о необходимости переработки экзамена по «теории». Будут ли здесь какие-то изменения?
— Говорить об этом преждевременно. Пока лишь могу сказать, что в настоящее время активно прорабатываются вопросы модернизации механизма формирования билетов и экзаменационных задач.
— Одна из самых интересных тем для автомобилистов — это работа систем автоматической фиксации нарушений. Сколько сегодня камер на территории страны?
— За десять лет работы система автоматической фиксации нарушений развернута на всей территории страны: сейчас на дорогах работает более 23,2 тыс. камер, включая передвижные и стационарные. Комплексы фиксируют не только превышение скорости, но и проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу для движения маршрутных транспортных средств и другие нарушения. За первое полугодие 2021 года с помощью систем фотовидеофиксации было вынесено 62 млн постановлений по делам об административных правонарушениях, что составляет 87% от общего числа штрафов за нарушение ПДД.
Анализ показывает, что в местах установки комплексов количество происшествий и тяжесть их последствий заметно снижается. Ежегодно благодаря камерам ликвидируется до 1,5 тыс. аварийно опасных участков. Поэтому количество приборов будет ежегодно увеличиваться, это заложено в национальном проекте «Безопасные качественные дороги».
— Нередко у автомобилистов вызывают вопросы места установки камер, особенно передвижных, и отсутствие предупреждающих об этом знаков.
— Во-первых, хочу сказать, что мы ведем контроль и надзор за установкой передвижных камер. И когда такие комплексы появляются необоснованно, проводятся проверки, возможность применения фотоматериалов для вынесения постановлений ставится под сомнение. Например, если комплекс поставили на время дорожных работ, то важно, чтобы по завершении ремонта или строительства знаки ограничения скорости и камеру убрали или перенастроили на более высокий скоростной режим. Помимо этого еще в 2018 году проектным комитетом по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» была утверждена методика определения мест размещения автоматизированных комплексов, стационарных и передвижных. Ей должны пользоваться все регионы.
Главная идея в том, что специальные технические средства должны устанавливаться с целью повышения безопасности движения, а не обеспечения поступления в бюджет средств от взыскиваемых с их помощью штрафов. Именно поэтому места установки камер в обязательном порядке согласовываются с подразделением Госавтоинспекции на региональном уровне. Кроме того, водителей надо обязательно предупреждать о местах дислокации таких комплексов. Автомобилисты в большинстве своем законопослушные граждане, на них необязательно воздействовать административными мерами. Полагаю, что информация о размещении комплексов фотовидеофиксации должна быть им доступна. Для этого на интернет-сайте Госавтоинспекции уже несколько лет работает и регулярно обновляется сервис с актуальной схемой и координатами размещения комплексов по стране. Данные абсолютно публичны и доступны как для водителей, так и для разработчиков навигационного софта.
Кроме того, сейчас в Государственную думу внесены поправки в КоАП, согласно которым правительство должно будет разработать требования к комплексам, к местам их установки, а также к передаче материалов с них. Несоблюдение этих требований станет основанием для прекращения производства по административному делу, то есть, говоря простыми словами, для отмены штрафа. Мы поддерживаем разработку таких правил.
— Недавно был опубликован проект приказа МВД, в котором прописана возможность для инспекторов вести «скрытый» надзор за дорожным движением. Норма вызвала большой интерес и широко обсуждалась. Для чего вводится такая возможность?
— Действительно, 4 июня 2021 года на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещен проект приказа МВД России «Об утверждении порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения», который разработан в соответствии с положениями ст. 20 Федерального закона от 11 июня 2021 года №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”».
Однако ничего принципиально нового в осуществлении надзора за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы (так называемого скрытого надзора) нет.
Такой надзор предусмотрен ныне действующим административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 23 августа 2017 года №664, а также наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции.
В проектируемом порядке определено, что наряд, осуществляющий надзор за дорожным движением на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы, будет только фиксировать нарушения правил дорожного движения. При этом в первую очередь подлежат фиксации факты опасного вождения, выезд на полосу встречного движения, превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков, пешеходных переходов, правил пользования телефоном водителем транспортного средства и иные способствующие совершению ДТП нарушения.
В случае же необходимости пресечения и оформления административного правонарушения остановка нарушителя производится нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой.
— А почему наряд ДПС не может остановить машину лихача сам?
— Почему не может? Может и должен. Но как только лихач видит патрульную машину с цветографической окраской, он тут же меняет свою манеру вождения на более спокойную. Едва наряд ДПС уезжает, нарушитель снова начинает вести себя агрессивно, нервируя других участников дорожного движения и создавая опасные ситуации. Для этого и нужен «скрытый» надзор. Агрессивные водители должны осознавать, что контроль за их действиями ведется постоянно.
— Какие еще принимаются меры по привлечению к ответственности злостных нарушителей?
— Это комплексная система. Во-первых, если водитель часто нарушает и отказывается оплачивать постановления, то в отношении него применяется штраф в двойном размере. Это предусмотрено ст. 20.25 КоАП. Параллельно с этим в целях обеспечения принципа неотвратимости наказания идет активная работа с Федеральной службой судебных приставов — в ее распоряжении большой выбор правовых инструментов для борьбы со злостными неплательщиками, вплоть до запрета их выезда за границу.
Кроме того, для контроля агрессивных водителей, за которыми числится по 10—30 (а иногда и тысячи) нарушений, российскими предприятиями разрабатывается «умная балка» с камерами, которая крепится на крыше патрульного автомобиля. С ее помощью наряды ДПС даже в движении смогут автоматически проверять автомобили, двигающиеся в транспортном потоке, и останавливать именно проблемных водителей, а также автомашины, числящиеся в угоне. Думаю, что такая система у нас появится в скором времени.
— Есть общее ощущение, что грубо нарушать ПДД, снимать это на видео и выкладывать в соцсети стало модным явлением. Как с этой тенденцией бороться?
— Быть может, это вы мне подскажете, как бороться с человеческой глупостью? Нарушители сами себя «документируют». В соответствии со ст. 28.1 КоАП, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях, содержащие данные о событии административного правонарушения.
Сотрудники Госавтоинспекции на постоянной основе осуществляют мониторинг соцсетей. После изучения соответствующих фотовидеоматериалов, указывающих на наличие события административного правонарушения в области дорожного движения, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии с положениями ст. 28.7 и 4.5 КоАП.
По окончании административного расследования либо составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
— С функционированием камер плотно связана работа центров автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Принято решение о переводе центров на единое программное обеспечение. Для чего это нужно?
— Единое программное обеспечение вводится в эксплуатацию в 2021 году и позволит, в частности, расширить возможности анализа эффективности применения специальных технических средств в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Для граждан и организаций единый «софт» обеспечит получение актуальной информации о местах размещения камер.
Одновременно внедряется специальное программное обеспечение под названием «Паутина», на базе которого работает сервис автоматизации деятельности ЦАФАП. Это необходимо для совершенствования деятельности по пресечению и раскрытию преступлений и правонарушений, розыска скрывшегося с мест ДТП транспорта, а также автоматизации деятельности подразделений при оформлении правонарушений. До конца 2021 года планируем развернуть так называемую федеральную компоненту «Паутины», что позволит использовать единую сквозную систему розыска и перехвата транспортных средств в масштабах всей страны.
— С 2018 года в России обсуждается возможный переход на цифровые водительские документы. Настанут ли времена, когда водителям не надо будет возить с собой права, СТС и ОСАГО?
— В 2020 году информационные системы Госавтоинспекции были серьезно модернизированы: в банках данных теперь хранятся полноценные электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Уже работают, в частности, государственный реестр транспортных средств (в нем хранятся записи обо всех регистрационных действиях, из него можно получить выписку на портале госуслуг) и единая автоматизированная система технического осмотра ЕАИСТО, в которой аккумулируются данные об автомобилях, прошедших ТО и получивших диагностическую карту.
В связи с этим нельзя исключать, что в будущем водители смогут не возить с собой традиционные документы, которые можно будет хранить дома, а станут подтверждать регистрацию транспортного средства и права управления только с помощью мобильного приложения. Подлинность будет гарантирована средствами криптографической защиты информации.
Отмечу, что до 2023 года мы планируем ввести в работу единое федеральное решение для административного делопроизводства сотрудников дорожно-патрульной службы на мобильных устройствах. Это значительно сократит время контакта сотрудников с водителями, а сотруднику даст возможность наиболее эффективно выполнять все проверки, избавившись от значительной части бумажной работы.
—Эксперты прогнозируют массовое появление беспилотных транспортных средств. Как вы относитесь к появлению новых участников движения на дорогах?
— К беспилотным автомобилям отношусь осторожно. Я бы пока говорил о высокоавтоматизированных транспортных средствах, в салоне которых находится водитель. Такого типа уже есть самолеты: автоматика выполняет основную часть задач, но пилот все равно присутствует в кабине для подстраховки. Также и с автомобилями. Находясь за рулем такой машины, водитель сможет отдать управление автоматизированной системе, при этом наблюдая и контролируя, как автомобиль ведет себя на дороге. В Москве, Санкт-Петербурге и Казани такие автомобили уже активно тестируются.
Полностью беспилотные автомобили без водителя, наверное, должны двигаться по отдельным дорогам, чтобы возникало как можно меньше рисков возникновения ДТП. Такие транспортные средства также можно использовать на предприятиях, к примеру на полигонах или карьерах, без выезда на дороги общего пользования.
— Довольно остро стоит проблема аварийности с участием такси. Что делается для ее решения?
—К концу года мы планируем создать единую цифровую информационную платформу сведений обо всех водителях такси. Через нее компании и предприятия смогут увидеть, лишен ли прав управления тот или иной водитель такси, сколько раз он привлекался к ответственности за нарушения ПДД и т. д. На этом основании компания будет решать, допускать такого водителя к перевозкам пассажиров или нет.
Еще одна важная тема — введение возможности дистанционного предрейсового медицинского осмотра с помощью телемедицины. Прежде чем сесть за руль, водитель сможет пройти в режиме удаленного доступа все процедуры — проверку давления, температуры, пульс, замер содержания алкоголя в выдохе. Так мы заведомо будем понимать, что водитель выходит на линию неуставший и здоровый и его можно выпускать на дорогу для перевозки пассажиров и грузов. Работнику при этом не надо будет тратить время на поездку в медкабинет, как это требуется сегодня. Данный проект реализуется Минздравом России, мы его всячески поддерживаем.
— Судя по статистике, серьезной проблемой по-прежнему остаются ДТП, в которых страдают или гибнут дети. Почему это происходит?
— В текущем году мы видим, что число погибших детей-пассажиров увеличилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это вызывает у нас серьезное беспокойство. Важно понимать, что это происходит не из-за незнания правил дорожного движения детьми, а из-за нарушения правил водителями, в том числе родителями, перевозящими детей без использования детских удерживающих устройств (автокресел).
Кроме того, в 2021 году мы видим общий рост числа погибших детей в ДТП (не только пассажиров) в 19 регионах, включая Москву, Башкирию, Карелию, Татарстан, Амурскую, Брянскую, Тверскую области. Необходимо как можно быстрее остановить эту негативную динамику. Этот тренд накладывается и на традиционный ежегодный рост аварийности с детьми в связи с наступлением лета: самыми травмоопасными месяцами года являются июль и август.
— Одна из основных угроз для БДД — это водители, использующие за рулем смартфоны: они не только разговаривают, но и сидят в соцсетях прямо во время вождения, что нередко становится причиной ДТП. Что можно сделать, чтобы искоренить это явление на дорогах?
— Мы уже ранее говорили с вами о введении «скрытого» надзора за дорожным движением и упоминали, что одной из его функций является выявление нарушения водителем транспортного средства правил пользования телефоном.
Кроме того, в Москве начато осуществление контроля за данным видом правонарушений с применением технических средств автоматической фиксации. С начала 2021 года по ч. 1 ст. 12.36 КоАП (нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства) в столице России вынесено более 3,4 тыс. постановлений по делам об административных правонарушениях. Не вижу препятствий для дальнейшего распространения такой практики (в случае ее поддержки со стороны руководства субъектов Российской Федерации) в масштабах всей страны.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».