Лоукостер S7 пролетит мимо «Победы»
Новая авиакомпания будет конкурировать с другими игроками
Лоукостер S7 Group, который начнет летать через год, может забрать пассажиропоток у RedWings, «Азимута», SmartAvia и Utair, полагают опрошенные “Ъ” эксперты. Они считают, что новый игрок не станет прямым конкурентом «Победы», делающей ставку на полеты через Москву и Санкт-Петербург. При этом S7 не закладывают в модель лоукостера получение региональных субсидий, которые, по мнению аналитиков, все равно не окупили бы использование таких крупных судов, как Airbus A320neo. В компании рассчитывают окупить проект за четыре года.
Появление нового лоукостера S7 Group может оттянуть на себя пассажиропоток российских авиакомпаний второго эшелона, при этом лоукостер избежит прямой конкуренции с «Победой», полагают опрошенные “Ъ” эксперты. О том, что новая авиакомпания начнет полеты в июле 2022 года, объявила 28 июля глава совета директоров S7 Airlines Татьяна Филева. Подробности маршрутной сети она пообещала раскрыть только после завершения переговоров с аэропортами. «Исходя из того, какой город нам даст лучшие ставки, мы финализируем маршрутную сеть»,— отметила она.
Госпожа Филева рассказала, что при составлении сетки компания ориентировалась на доступность полетов из региональных городов в обход Москвы и Санкт-Петербурга. В первую очередь в компании рассматривают Челябинск, Омск и Казань. В компании фиксируют увеличение «подвижности регионов» с одновременным снижением доходов населения. «Мы видим, что в регионах есть потребность. (Но) когда ты ставишь из Омска три рейса без полноценной базировки (в аэропорту.— “Ъ”), в этом мы как S7 не можем быть успешны: у нас другая модель, другие расходы. Тогда мы решили создать компанию с отдельным менеджментом»,— рассказала госпожа Филева.
Новый лоукостер будет эксплуатировать самолеты Airbus A320neo в компоновке на 186 кресел.
В компании рассчитывают, что всего их будет 24. Сейчас в парке S7 уже есть 30 таких самолетов, и непонятно, в чем будет заключаться принципиальное отличие между материнской структурой и дискаунтером, отмечает старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. По его словам, S7 уже давно внедрила элементы лоукостера в виде отказа от питания на коротких рейсах. При этом опыт базирования «России» в Пулково (входит в «Аэрофлот»), по его словам, показал, что авиакомпании могут успешно добиваться скидок на обслуживание в аэропортах и без смены бизнес-модели. Еще один собеседник “Ъ” в отрасли отметил, что «авиакомпании начали объявлять себя лоукостерами в расчете на региональные субсидии» по постановлению 1242.
Виталий Савельев, министр транспорта РФ, 3 июня
Мы будем пытаться создать в средней полосе еще один лоукостер, который поможет мобильности населения и существенно удешевит перевозки
В случае с S7 нет явного расчета на бюджетные деньги, не соглашается руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Эксплуатация столь крупных бортов Airbus не окупится субсидиями. Кроме того, постановление 1242 рассчитано на предельное число пассажиров небольших региональных самолетов»,— говорит он. При этом заявленный S7 четырехлетний срок окупаемости инвестиций на запуск лоукостера (2,5–3 млрд руб.) он считает реалистичным: «Самолеты в кризис приобретаются на очень выгодных условиях. Заемных денег нет, и компания явно дала понять, что придет только в те аэропорты, где условия будут не хуже, чем у "Победы"». Господин Пантелеев также отметил, что если бы S7 оттянула запуск лоукостера еще на два-три года, то региональную нишу уже освоил бы разросшийся флот «Победы». Сейчас же основные риски от прихода нового игрока возникают у «Уральских авиалиний», RedWings, «Азимута», SmartAvia и Utair. «Точек пересечения с самой "Победой", летающей в Москву, Петербург и города юга страны, у S7 фактически не остается»,— подчеркивает эксперт.
После того как «Аэрофлот» объявил о новой стратегии перехода в сегмент «пятизвездочных перевозок», стало понятно, что маршруты «Победы» неизбежно будет замкнуты на Москву, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий.
«Лоукостер S7 больше похож на классическую распределенную модель Wizz Air: два-три самолета в разных географических "треугольниках" — вполне зарекомендовавшая себя схема»,— говорит он.
Учитывая планы новой авиакомпании по запуску через три ключевых аэропорта, ее конкурентами также могут стать «ЮВТ-Аэро» и «Руслайн», полагает аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. При этом она отмечает хорошие перспективы нового лоукостера на международном направлении. По ее прогнозу, при расширении полетов в страны Европы, вероятно, менеджмент S7 будет учитывать возможность «каннибализации» трафика, и маршруты лоукостера будут выстроены через «второстепенные аэропорты», в которые не будет летать S7.