Город в городе
Автозаводский район
Крупнейший район Нижнего Новгорода — Автозаводский. Сегодня здесь живут почти 300 тыс. человек, четверть населения приволжской столицы, а объем отгрузки промпредприятий района превышает 270 млрд руб. Крупнейшее из них — Горьковский автозавод, благодаря которому район из нескольких поселков превратился в «город в городе» с развитой транспортной, социальной инфраструктурой и собственными энергосетями.
В марте 1929 года Высший совет народного хозяйства СССР выпустил приказ о строительстве в Нижнем Новгороде первого в стране автомобилестроительного предприятия. Его проектировали в США специалисты Ford Motor Company, они же помогали обучать в Нижнем специалистов и наладить серийное производство легковых машин и грузовиков. Уже в 1932 году с конвейера завода, архитектурный проект которого разработала американская компания Austin, сошел первый ГАЗ-АА. Одновременно возводили жилье для инженеров и рабочих — так называемый Соцгород, а также Северный и Южный поселки. Почти за столетие эти территории сильно разрослись, но сохранили свои названия: Северным и сегодня именуют крупный микрорайон, где соседствуют мечеть «Тауба», церковь баптистов «Голгофа» и православный храм Святой Татьяны, а Южное шоссе является одной из центральных магистралей в единственный в Нижнем Новгороде аэропорт.
Архитектура Автозавода в основном неброская — народная стройка по представлениям хрущевской и брежневской экономии и быстрого возведения. Зато центр района представлен настоящими памятниками постконструктивизма: универмаг 1938 года постройки, кинотеатр «Мир», Дворец культуры ГАЗ. За кинотеатром раскинулся парк культуры и отдыха, созданный лауреатом Сталинской премии Александром Никольским, рядом — искусственные озера, излюбленное место отдыха жителей района наряду с природой Стригинского бора на Оке. Неподалеку жилой квартал Соцгорода братьев Весниных с «радиусным» домом изогнутой формы, знаменитый Серобусыгинский квартал и станция «Счастливая» Детской железной дороги, ныне Автозаводский ЗАГС. Все эти места обязательно входят в программы нижегородских экскурсоводов.
Автозавод тяжело пережил Великую Отечественную войну: ГАЗ подвергался постоянным бомбежкам с воздуха, после одной из таких атак был отстроен практически заново. С начала войны завод полностью переоборудовали под выпуск военной техники, ГАЗ давал фронту военные машины, легкие, танки, самоходные артиллерийские установки, броневики, минометы и снаряды для «Катюши». В послевоенные годы здесь выпускали знаменитую «Победу», легендарные «Чайки» и «Волги», «вездеходы» ГАЗ-66. В 1971 году ГАЗ был удостоен ордена Ленина за успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства. В советские годы завод выпускал многочисленные модификации машин и другой, в том числе экспериментальной, техники, которая представлена в музее ГАЗа.
Сегодня завод входит в холдинг «Группа ГАЗ» Олега Дерипаски и занимает особое место в автомобилестроении страны — это единственный в России завод, который выпускает самую широкую гамму легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей, спецтехнику, автокомпоненты. За последнее десятилетие ГАЗ инвестировал в модернизацию более 55 млрд руб., построив новые окрасочные, сварочные и штамповочные линии и создав автомобили нового поколения.
Развитие завода способствовало не только росту советской и российской автомобильной промышленности. Предприятие привело в Автозаводский район четыре станции метро, трамваи, развитую дорожную сеть и транспортную логистику. Район обеспечен собственными электрическими и тепловыми сетями от ТЭЦ, которая отапливает не только местных жителей, но и часть соседнего Ленинского района.
Читать далее приложение «Нижний Новгород. Бизнес-800»