Рубись, студент
Российское высшее образование дополнят киберспортом
Правительство планирует к концу 2022 года запустить в ряде вузов образовательные программы в области киберспорта. Речь идет как о введении курсов для развития дополнительных навыков, так и о подготовке разработчиков игр. Инициатором идеи выступил «Ростелеком». В компании уверены, что компьютерные игры развивают интерес студентов к обучению, когнитивные способности и навыки командной работы. Образовательные программы по подготовке разработчиков игр на фоне нарастающего дефицита кадров в этой области будут востребованы, считают участники игрового рынка и вузы.
“Ъ” ознакомился с «дорожной картой» «Новые коммуникационные интернет-технологии», которую 23 июля утвердила правкомиссия по цифровому развитию во главе с вице-премьером Дмитрием Чернышенко. Из документа следует, что власти хотят дополнить действующие образовательные программы вузов киберспортивными дисциплинами. Также к декабрю 2022 года предполагается ввести курсы по анализу данных, разработке компьютерных игр и использованию технологий при создании кинофильмов и другого контента.
Объем финансирования всей программы до 2024 года составит 17,6 млрд руб., из которых 8,6 млрд руб. должно быть выделено из федерального бюджета.
Данные о финансировании мероприятий по игровой индустрии отдельно не раскрываются.
В разработке «дорожной карты» участвовали ФОИВ, а также «Ростелеком» и АНО «Диалог», следует из документа. Гендиректор АНО «Диалог» Алексей Гореславский называет внедрение киберспортивных дисциплин в образовательную систему «ответом на запрос общества». Господдержка, по его словам, позволит не только обеспечить кадрами IT-индустрию, но и повысить ее конкурентоспособность, в том числе в глазах инвесторов. «Можно посмотреть на пример Южной Кореи, где киберспорт зародился и с поддержкой государства вырос в многомиллиардную индустрию, даже вошел в Олимпийский комитет республики»,— отметил Алексей Гореславский.
«Институт развития интернета» (ИРИ) предложил Министерству просвещения ввести в ряде школ эксперимент по внедрению факультативных уроков по разработке игр еще в 2019 году, но власти РФ проявили интерес к индустрии лишь недавно. В апреле стало известно, что планируется создать фонд поддержки разработчиков игр, популяризующих русскую культуру и историю, по аналогии с Фондом кино Минкульта (см. “Ъ” от 23 апреля). В Минпросвещения и Минобрнауки не ответили на запрос “Ъ”. В ИРИ отказались от комментариев.
Киберспорт в 2016 году признан Минспорта РФ отдельной дисциплиной. Киберспортсмены, как правило, получают зарплаты как участники команд и выигрывают деньги в рамках турниров, крупнейшим из которых считается The International с призовым фондом $40 млн. Еще одним средством заработка могут быть рекламные контракты с крупными компаниями. По оценке PWC, российский рынок видеоигр и киберспорта занимает 11-е место в мире и пятое в Европе по объему. На конец 2021 года он составит $30 млн, а уже к 2023 году может достичь $100 млн.
Источник, знакомый с ходом обсуждения нового проекта, рассказал, что идею предложил «Ростелеком». «Компьютерные игры способны развивать креативность, умение быстро принимать решения, управлять стрессом и даже развивать когнитивные способности»,— пояснили в компании. Мировые вузы уже вводят киберспортивные дисциплины, добавили там: курсы по игре StarCraft есть в UC Berkeley, University of Florida, New York University.
Согласно последним исследованиям, в каждом пятом вузе в мире есть программы, связанные с киберспортом, подтверждает представитель киберспортивного холдинга ESforce в России Ярослав Мешалкин: «Они увеличивают интерес студентов к обучению по техническим специальностям и развивают навыки коммуникаций и командной работы». По оценке эксперта, запуск направления обойдется «буквально в несколько десятков тысяч долларов в год». В Федерации компьютерного спорта (ФКС) России рассказали “Ъ”, что организация уже работает с НИУ ВШЭ и Финансовым университетом при правительстве, планируется сотрудничество с НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Тамбовским госуниверситетом и другими.
Участники рынка считают перспективным направлением и внедрение программ для разработчиков видеоигр.
По словам независимого эксперта в игровой индустрии Максима Фомичева, сейчас системные образовательные программы по разработке игр есть только в петербургском ИТМО. «Российский рынок игр за 2020 год на фоне пандемии вырос на 35%. Это неизбежно влечет повышенный спрос на квалифицированных специалистов»,— отметил гендиректор MY.GAMES Mail.ru Василий Магурян. Нехватку кадров подтверждают и в Российском технологическом университете МИРЭА, где с 2021 года запустили направление по подготовке геймдизайнеров. Как отметил ректор вуза Станислав Кудж, сейчас большинство действующих профессионалов в этой сфере — «самоучки с хорошим инженерным образованием».
Обновление. После выхода материала в Минпросвещения сообщили, что всестороннее развитие ребенка — несомненный приоритет работы министерства: «С этой целью ведомство работает над содержательным аспектом образовательного процесса, поддерживает проекты, направленные на воспитание и личностное развитие детей, и инициативы, которые были бы интересны самим школьникам. Это самые разные сферы — наука, культура, спорт, творчество и в том числе киберспорт. Так, например, турниры по киберспорту проводились в Международном детском центре ''Артек'', а также Российским движением школьников. Участие в киберспортивных турнирах повышает навыки командной работы. В то же время подчеркнем, что использование компьютерной техники в рамках процесса образования в школе допустимо только в рамках предписанного СанПином временного объема».