Овощи дозрели до сети
Онлайн-продажи скоропортящихся продуктов растут
Российские потребители избавляются от предубеждения к покупкам продуктов с коротким сроком годности онлайн. По данным NielsenIQ, продажи свежих овощей, фруктов, мяса, морепродуктов и молочной гастрономии растут почти на 120% в годовом выражении, вчетверо быстрее, чем товары повседневного спроса. Категория fresh и ultra fresh может быть крайне прибыльной, но есть риски списаний из-за порчи товара.
Онлайн-продажи скоропортящихся продуктов спустя год после ограничений в связи с пандемией COVID-19 в среднем растут примерно на 120% год к году, подсчитали в NielsenIQ. Это в четыре раза превышает среднюю динамику в сегменте товаров повседневного спроса (FMCG). Так, продажи выпечки онлайн с июня 2020 года по май 2021 года росли на 166%, морепродуктов — на 141%, молочных продуктов — на 135%, мяса — на 117%, овощей — на 115%, фруктов и орехов — на 110% год к году.
Директор по работе с ритейлерами «NielsenIQ Россия» Константин Локтев отмечает, что сегмент ultra fresh всегда оставался одним из наиболее проблемных для e-commerce. По его словам, пандемия и связанные с ней ограничения изменили покупательское поведение: многие убедились, что мясо, фрукты и овощи, заказанные через интернет, не уступают по качеству продуктам на полках. И хотя сегодня вынужденной необходимости в интернет-покупках нет, потребители продолжают приобретать эти категории онлайн, указывает господин Локтев.
Как следует из опроса NielsenIQ, с 2019 года число покупателей, которые видят барьер в отсутствии возможности потрогать продукты, снизилось с 57% до 37%, а доля не уверенных в качестве доставляемых продуктов — с 62% до 48%.
В «Сбермаркете» говорят, что категории fresh и ultra fresh растут год к году на уровне 140%. Сильнее всего увеличивается спрос на овощи и фрукты — на 155%, на втором месте продажи мяса и птицы — 138%, третья строчка у молочных продуктов — 136%, морепродукты показывают рост на 132%, перечисляет представитель площадки. Коммерческий директор «Утконос Онлайн» Михаил Толоконников говорит, что за последний год продажи овощей выросли на 66%, молочной гастрономии — на 56%, морепродуктов — на 51%.
Управляющий директор «Vprok.ru Перекресток» Леонид Довладбегян добавляет, что спрос на скоропортящиеся товары остается стабильно высоким, также растет популярность готовой продукции — салатов, супов и вторых блюд, продажи которых год к году выросли в 1,8 раза. В «Сбермаркете» тренд связывают в том числе с сокращением времени получения заказа: если год назад была доступна только плановая доставка в определенное время, то теперь доставка возможна за 20 минут. По мнению господина Толоконникова, спрос объясняется стремлением потребителей придерживаться более здорового питания.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что fresh и ultra fresh — самая сложная часть бизнеса в онлайн-торговле и, скорее всего, наименее прибыльная. Но эти категории необходимы для генерации трафика, поясняет он.
В NielsenIQ добавляют, что fresh-категории имеют большой потенциал с точки зрения увеличения среднего чека, что для многих игроков — один из основных путей к положительной рентабельности.
Портфельный управляющий Opportunity Global Наталья Колупаева добавляет, что овощи и фрукты могут быть очень рентабельными категориями, если нет проблем с потерями из-за порчи товара и пр. По ее словам, рост продаж в первую очередь связан с развитием экспресс-доставки и распространением тренда на все большее количество городов и регионов.
Константин Локтев уточняет, что скоропортящиеся продукты пока остаются очень небольшим сегментом онлайн-рынка FMCG, но могут стать одним из драйверов роста всей индустрии. Так, по итогам этого года доля онлайн-продаж FMCG может приблизиться к 5%, прогнозируют в NielsenIQ. Весь оборот розничной торговли продуктами питания в январе—июне Росстат оценивает в 8,5 трлн руб.