Заводы и пароходы
Сормовский район
Сормовский — один из самых больших по площади и развитых промышленных районов Нижнего Новгорода. Он славится корабельным делом и богатой историей судостроения — крупнейшее предприятие, судостроительный завод «Красное Сормово», ведет свою историю с 1849 года.
Поселение Соромово, переименованное основателем кораблестроительного завода Дмитрием Бенардаки в Сормово, было известно еще c XVI века — со времен правления Ивана IV Грозного. Согласно легенде, название поселению, основанному в годы борьбы центральной и великокняжеской власти с князьями и боярами, дано по прозвищу бортника и помещика Терентия Шеменева, которого называли Сорома. По преданию Сорома судился из-за пограничной реки Халезевы с соседом Капасом Хабальщиковым (по его имени названа деревня Копосово, впоследствии ставшая частью района).
История Сормова начала стремительно развиваться со строительством в 1849 году одного из крупнейших в Европе и России Сормовского завода знатного российского промышленника Дмитрия Бенардаки. Предприятие расположилось у слияния Волги и Оки, где проходили крупнейшие торговые пути к известной на всю страну Нижегородской ярмарке. В те годы Нижний Новгород считался «карманом России», и Сормовский завод быстро стал гигантом судостроения. Фабрика выпускала вагоны, паровозы и суда. Предприятие уже тогда славилось передовыми технологиями: завод был оборудован паровыми машинами, подъемным краном и токарными станками, а в 1890 году была построена первая в России мартеновская печь для выплавки стали. Со стапелей завода сошли первые железные суда и пароходы: первый пароход «Ласточка» был спущен на воду в 1850 году. Пятьдесят лет спустя Сормовский завод освоил выпуск станков ударного канатного бурения, сконструированных инженерами предприятия. Вскоре завод построил первый дизельный танкер «Вандал», а в 1920 году выпустил первый в России танк «Борец за свободу тов. Ленин». Завод привлекал рабочих со всей страны и в 1905 году стал центром стачек, демонстраций и восстаний пролетариата, описанных в романе Максима Горького «Мать». В 1917 году Сормово вышло из состава Козинской волости и была создана Сормовская волость. А пять лет спустя Сормово стало городом и постепенно районом Нижнего Новгорода площадью более 100 кв. км.
В советские годы завод «Красное Сормово» продолжил выпускать корабли и подводные лодки, а в годы Великой Отечественной войны был перепрофилирован под производство танков Т-34 и боеприпасов для фронта. Позже со стапелей верфи сходили суда на подводных крыльях Центрального конструкторского бюро им. Ростислава Алексеева, которое в постсоветский период сумело сохранить коллектив и инженерные разработки и теперь выпускает новое поколение кораблей «Валдай». «Красное Сормово», строит танкеры и сухогрузы. В 2019 году верфь спустила на воду пассажирский лайнер «Мустай Карим», включенный Британским королевским обществом корабельных инженеров в список лучших судов мира. В Сормове базируется и ЦКБ «Лазурит», специализирующееся на проектировании атомных подлодок и подводных аппаратов.
Кораблестроение — не единственная промышленная артель Сормовского района. Здесь работают строительные и хлебопекарные компании, Сормовская кондитерская фабрика и другие крупные бизнесы.
Сегодня Сормово — самый большой район Нижнего Новгорода, конкурирующий по площади с Автозаводским, здесь живут 167,5 тыс. человек. Именно в Сормовском районе в советские годы появился первый в городе панельный дом. В числе достопримечательностей — Спасо-Преображенский собор, гиперболоидная башня инженера Владимира Шухова и крупнейший в Нижнем стадион с искусственным льдом. Сегодня Сормово переживает реконструкцию: строятся новые дорожные развязки, благоустраиваются общественные пространства, готовится строительство новых трамвайных линий и станций метро.
Читать далее приложение «Нижний Новгород. Бизнес-800»