«Наши судостроительные традиции насчитывают не одну сотню лет»
О прошлом и будущем завода, о подарках сормовичей к юбилею города рассказывает генеральный директор ПАО «Завод “Красное Сормово”» Михаил Першин
Одно из старейших предприятий в Нижегородской области, завод «Красное Сормово» сегодня — среди лидеров гражданского судостроения в России: на сормовской верфи построено 40% выпущенных в стране сухогрузов и танкеров, а также первый за 60 лет отечественный круизный лайнер. О прошлом и будущем завода, о подарках сормовичей к юбилею города рассказывает генеральный директор ПАО «Завод “Красное Сормово”» Михаил Першин.
— За более чем 170 лет своей истории завод «Красное Сормово» неоднократно был первым: в освоении технологий, в выпуске продукции. Какие ключевые вехи вы выделяете?
— Действительно, завод «Красное Сормово» уникален тем, что здесь зародились многие прорывные для своего времени технологии, которые положили начало новым этапам становления экономики Нижнего Новгорода, а в отдельных случаях и всей страны.
В XIX веке на Сормовском заводе запустили первую в России мартеновскую печь. Возможность получить сталь более высокого качества сделала завод лидером в этой сфере на долгое время. В то время сормовичи строили железнодорожные вагоны, что было очень важно для экономики страны: активно прокладывали новые пути, развивали сообщение. Тем не менее Сормовский завод выполнял и заказы для судовладельцев: у нас были построены первый на Волге двухпалубный пароход, первый в мире теплоход.
В XX веке — первые в стране танки, цельносварные буксиры, суда на подводных крыльях, экранопланы и трехпалубный пассажирский дизель-электроход. В XXI веке на «Красном Сормове» построили первый в России круизный лайнер «Мустай Карим», который по уровню комфорта для пассажиров не уступает 5-звездочному отелю. В Сормове также строились единственные в мире подводные лодки с титановым корпусом «Барракуда», самые малошумные по сравнению с зарубежными аналогами субмарины «Варшавянка».
Конечно, нельзя не сказать о вкладе сормовичей в Победу. В годы Великой Отечественной на «Красном Сормове» построили 26 подводных лодок из 53, произведенных в 1941–1945 гг. в Советском Союзе, более 20% всех советских танков Т-34, свыше 3 млн снарядов для «Катюш» и других орудий. Этот подвиг сормовичей навсегда останется в народной памяти.
С начала 50-х годов ХХ века и по настоящее время судостроительный профиль завода вновь стал определяющим. Сейчас на «Красном Сормове» строятся гражданские грузовые, рыбопромысловые и пассажирские суда.
— Какова роль завода в российском судостроении сегодня?
— Завод «Красное Сормово» сегодня один из лидеров гражданского судостроения в России. На сормовской верфи построено 40% выпущенных в нашей стране сухогрузов и танкеров. «Красное Сормово» занимает первое место в России по количеству построенных сухогрузов проекта RSD59. В июле этого года состоялся спуск на воду 29-го по счету сошедшего со стапеля завода теплохода.
Мы сократили сроки строительства сухогрузов RSD59 благодаря программе повышения производительности труда. Это позволило почти вдвое увеличить возможности по строительству судов по сравнению с 2017 годом. Срок изготовления сухогруза проекта RSD59 уменьшился с девяти до шести месяцев от начала резки металла до сдачи судна заказчику. Это рекордный показатель среди всех судостроительных предприятий России.
Самым главным достижением верфи за последнее время я считаю строительство круизного судна «Мустай Карим» проекта PV300 для компании «ВодоходЪ». Он был спущен на воду в сентябре 2019 года и стал первым в России за почти 60 лет круизным лайнером. Судно подобного класса, вмещающее 329 пассажиров и 144 члена экипажа, впервые построено на российской верфи. Это самый сложный проект за всю историю гражданского судостроения завода «Красное Сормово». «Мустай Карим» вошел в список лучших судов 2020 года Британского Королевского общества корабельных инженеров (The Royal Institution of Naval Architects) — Significant Ships of 2020 — это один из самых авторитетных международных рейтингов.
Еще одно новое для нас направление — рыбопромысловый флот. В 2020 году завод «Красное Сормово» впервые в своей истории начал строительство судов для рыбопромыслового флота. Первое судно планируется передать заказчику в 2023 году, четыре последующих — в 2024 году.
— По каким принципам строится кадровая политика компании?
— Главный принцип — дать возможность каждому сотруднику для профессионального роста и развития, стимулировать это стремление. Например, на заводе запустили чат-бот, который позволяет каждому сотруднику подать предложение по улучшению различных производственных процессов. Инструмент оказался эффективным: только в прошлом году наши сотрудники подали более 800 таких предложений. Авторы лучших идей получают материальное вознаграждение, на тех, кто подал самое большое количество предложений, обращаем особое внимание. Это только один из инструментов.
В этом году начали новую, уникальную для Нижегородской области программу. Впервые в регионе магистрантов-инженеров будут учить на предприятии. У сотрудников «Красного Сормова» появится возможность повысить квалификацию, пройдя обучение за счет федерального бюджета, прямо на территории завода.
Еще одна важная наша инициатива, которую поддержали на федеральном уровне, — о выделении дополнительных бюджетных мест в вузах для подготовки судостроителей.
Завод также проводит конкурс среди школьников на целевое обучение в профильном вузе с дальнейшим трудоустройством. Здесь есть много преимуществ: отдельный конкурс в вузе, возможность получения стипендии от предприятия и, конечно, гарантированное трудоустройство по окончании вуза на завод «Красное Сормово». Еще один проект на уровне школ Сормовского района — создание кластера инженерно-судостроительных классов. Соглашение об открытие первых таких классов между школой №79, ОСК и НГТУ им. Р.Е. Алексеева подписано в 2019 году. Дети будут получать углубленные знания по отдельным предметам и слушать лекции экспертов завода «Красное Сормово», политехнического университета и ОСК.
— Расскажите о ключевых социальных проектах.
— Социальные проекты можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относится все, что напрямую связано с корпоративной культурой и поддержанием благоприятных условий для наших сотрудников. Это ипотечное кредитование, компенсации питания работникам завода «Красное Сормово», выплаты многодетным семьям и сотрудникам, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, в этом году выплаты увеличили почти вдвое.
Уже ставшие традиционными для завода внешние проекты — это ремонт знаковых для города памятников. Это танк Т-34 на площади Свободы, рубка подводной лодки «С-13» на площадке мемориала «Горьковчане — фронту» в Нижегородском кремле, памятник основателю завода Д.Е. Бенардаки, который установлен в центре Сормова, и другие мемориалы. Кстати, в этом году к Дню Победы завод отреставрировал не только рубку подводной лодки, но и другую военную технику и артиллерийские орудия на территории мемориала в кремле.
Завод активно участвует в проектах благоустройства, в том числе помогает ремонтировать детские площадки по просьбе сормовичей. Например, в этом году мы оказываем помощь в благоустройстве территории детскому саду №101, благоустраиваем детскую площадку в переулке Дубинском. По просьбе местных жителей завод установит там современное ограждение, чтобы площадка стала безопаснее, а заодно покрасим игровые элементы. Детская площадка в Дубинском небольшая, но жители говорят, что она очень популярна.
— Как предприятие участвует в подготовке к юбилею города?
— Одним из подарков Нижнему Новгороду на 800-летие от завода станет благоустройство знакового для Сормовского района общественного пространства — сквера на площади Буревестник. Проект благоустройства предусматривает ремонт легендарного «Метеора», установку современных светильников, скамеек и малых архитектурных форм, обновление покрытия тротуаров и дополнительное озеленение. В сквере высадят более 1 тыс. новых деревьев и декоративных кустарников.
Кстати, у «Метеора» брусчатка будет синей, в форме волны, чтобы подчеркнуть памятник — символ Сормова.
Второй важный и для завода, и для города проект — реконструкция музея истории завода «Красное Сормово». Это культурный объект регионального значения, и его обновление будет хорошим подарком к юбилею города. Тем более что во многом благодаря корабелам Нижний Новгород стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Наши судостроительные традиции насчитывают не одну сотню лет!
В рамках реконструкции откроется новая выставочная площадка под открытым небом, где будут экспонаты о работе сормовских судостроителей для нужд обороны страны: макет мины-торпеды, учебный торпедный аппарат и многое другое, например старинный гудок, который в прошлых столетиях будил жителей Сормова на работу, звал на обед и оповещал об окончании рабочего дня. Экспозиция будет пополняться и после празднования 800-летия Нижнего.
Кроме того, в этом году завод «Красное Сормово» установил в нижегородском парке Победы рубку атомной подводной лодки «Скат». Изготавливали такие АПЛ на нашей верфи. Военные назвали эту лодку «убийцей авианосцев». В 196070-е годы прошлого столетия разработка этого проекта позволила стране поддержать паритет в ядерном вооружении и сохранить баланс сил.
Читать далее приложение «Нижний Новгород. Бизнес-800»