Италия задумалась о будущем президенте
Начинается борьба за кресло главы республики
На следующей неделе в Италии стартует «белый семестр». Так в республике называют последние шесть месяцев мандата президента, в течение которых глава государства лишен прерогативы распускать парламент. На практике это означает невозможность проведения в этот период досрочных парламентских выборов. Между тем, как следует из прогнозов политологов, грядущее полугодие будет наполнено жесткой политической борьбой, в том числе за кресло преемника президента Серджо Маттареллы. Фаворитом выглядит нынешний глава правительства Италии Марио Драги. При этом в гонке намерен поучаствовать и экс-премьер страны 84-летний Сильвио Берлускони.
Мандат президента Италии Серджо Маттареллы, избранного на этот пост 30 января 2015 года, завершается в феврале. Так что с первых дней августа в стране начинается так называемый белый семестр, в течение которого глава государства лишается одной из своих основных прерогатив — распускать парламент и назначать досрочные выборы. Эта мера была предусмотрена отцами-основателями Итальянской Республики в качестве страховки от попыток сохранить власть посредством роспуска парламента.
За 75 лет существования республики таких попыток не было, и последние шесть месяцев президентского мандата воспринимаются теперь в основном как передышка от дамоклова меча досрочных выборов, постоянно маячащего на политическом горизонте Италии.
С начала нынешнего срока Серджо Маттарелла прикладывал титанические усилия, чтобы не допустить досрочные выборы. По мнению большинства итальянских обозревателей, в условиях пандемии подобное голосование было бы губительно для страны. И когда зимой в Италии наступил очередной правительственный кризис, именно господин Маттарелла предложил формулу правительства широкого единства во главе с Марио Драги. И связал правительственными обязательствами лидера «Лиги» Маттео Сальвини, находившегося до этого в оппозиции и выступавшего за досрочные выборы.
При этом «белый семестр», по мнению политологов, может привести к новому обострению политического противостояния в стране.
Как отмечает Corriere della Sera, отныне партийные лидеры могут повысить градус полемики, не опасаясь обвинений в намерении сместить правительство. Вместе с тем политическая борьба в ближайшие месяцы сместится в область гонки за президентское кресло.
Отметим, что пост президента Италии не сводится к представительским функциям, как это принято считать. Как показала практика последних лет, в кризисные периоды прерогатива президента распускать парламент, находить кандидата на пост главы правительства и утверждать Кабинет министров может быть определяющей для будущего страны. Имя преемника Серджо Маттареллы важно еще и потому, что, согласно прогнозам, следующие парламентские выборы выиграют правые. И если глава государства тоже окажется из их лагеря, левым партиям придется очень нелегко. Политологи уже начали раскладывать президентский пасьянс, но пока карты в нем спутаны.
Когда в феврале Марио Драги заступал на пост премьера, многим в Италии казалось, что он стремительно спасет страну от пандемии и экономического коллапса. И, значит, может стать наилучшим преемником Серджо Маттареллы. Однако вскоре стало очевидно, что вывод страны из санитарного и экономического кризиса будет не столь оперативным и до января Марио Драги не успеет провести реформы, необходимые для получения от ЕС помощи на восстановление экономики (€191,5 млрд).
Итальянские СМИ пишут, что в структурах ЕС с опасением относятся к возможности ухода господина Драги с премьерского поста до окончания его срока весной 2023 года.
Как рассказал “Ъ” почетный судья Конституционного суда Италии Сабино Кассезе, механизм перехода с поста премьера на пост президента существует, но он не исключает угрозы институциональной нестабильности. А главный редактор издания Espresso Марко Дамилано допускает, что речь может пойти о фактической трансформации Италии из парламентской республики в полупрезидентскую.
Что касается самого Марио Драги, то в ходе одной из пресс-конференций он уклонился от ответа на вопрос о своих амбициях, сказав: невежливо говорить о будущем президенте, когда действующий не сложил полномочий. Вместе с тем ряд изданий (в частности, итальянский Espresso и английский Economist) утверждают со ссылкой на источники, что высший государственный пост страны нынешнего премьера интересует.
Многие итальянские политологи и политики считают, что оптимальным условием для транзита Марио Драги мог бы оказаться второй президентский срок Серджо Маттареллы.
В таком случае господин Маттарелла, как это было уже с его предшественником Джорджо Наполитано, мог бы уйти на заслуженный отдых, не дожидаясь окончания второго семилетнего мандата.
Однако Серджо Маттарелла, которому на днях исполнилось 80 лет, неоднократно заявлял, что не желает больше оставаться в Квиринальском дворце. Вместе с тем ряд обозревателей считает, что до января глава государства может и передумать, тем более что именно в таком варианте заинтересована близкая ему по духу Демократическая партия. Там опасаются, что в случае ухода Марио Драги с поста премьера будут проведены досрочные выборы, к которым партия пока не готова. По этой же причине жаждущий выборов вечный оппонент правительства лидер «Лиги» Маттео Сальвини как раз выступает за продвижение Марио Драги на пост президента.
На фоне такого разнообразного переплетения интересов не прочь испытать удачу и Сильвио Берлускони. Стать главой государства всегда было мечтой экс-премьера. Тюремный приговор 2013 года, казалось, навсегда закрыл для него эту возможность. Однако сейчас, как пишет Corriere della Sera, Сильвио Берлускони оценивает свои шансы на президентский пост в 10–15%. Свой 84-летний возраст ветеран итальянской политики не считает помехой. «Я останусь (на посту президента.— “Ъ”) лишь пару лет, не больше»,— заявил господин Берлускони онлайн-изданию Fanpage.It.