«Афганистан становится точкой противостояния больших игроков»

Дмитрий Дризе — о перспективах китайской экспансии

В российском МИД выразили сомнения относительно перспективы ввода китайских войск в Афганистан. События в стране все больше вызывают опасения в мировых столицах. Запрещенное в России движение «Талибан» продолжает наступать на позиции правительственных войск. США, с одной стороны, обещают официальному Кабулу дальнейшую авиационную поддержку, а с другой — эвакуируют лояльный американцам афганский персонал. На этом фоне представители талибов провели переговоры в КНР. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает потенциальную китайскую экспансию в Афганистан очень тревожным фактом.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Директор второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов выразил сомнение в том, что Китай может заменить США в Афганистане. Он сослался на то, что правительство КНР ничего по этому поводу официально не заявляло — значит, все это инсинуации.

Так российский дипломат прокомментировал переговоры представителя запрещенного в России движения «Талибан» Абдуллы Гани Барадара с министром иностранных дел КНР Ван И. Они встречались в китайском городе Тяньцзинь.

С одной стороны, вроде бы обычное протокольное мероприятие — талибы нынче много где бывают. Им нужна поддержка, а в перспективе и международное признание. Вот и в России они гостили. Как и в Китае, там они удостоились положительных оценок, хотя официально считаются террористами. Собственно, в чем и есть причина для беспокойства.

Здесь нужно совершить небольшой экскурс в историю, точнее, в далекий 1979 год, когда принималось решение о вводе советских войск в Афганистан.

Есть версия, очень близкая к истине, что основным доводом в пользу советской военной кампании в Афганистане в 1979 году стала именно попытка не допустить усиления китайского влияния в регионе. Отношения наших стран ведь не всегда были такими теплыми, как сейчас, даже всерьез не исключалась большая война с соседом. И уж точно имело место глобальное соперничество.

Еще есть заблуждение, что Афганистан — это выжженная земля, где нет ничего, кроме наркотиков.

Страна эта на самом деле очень богатая: там есть и нефть, и газ, и руда, и другие полезные ископаемые. Благо еще советские геологи в свое время потрудились. Плюс транзитные возможности. Все это, конечно, нужно извлечь, для чего нужны колоссальные затраты — людские, финансовые, военные. Но игра стоит свеч, особенно сейчас, когда обостряется борьба за ресурсы.

У России возможностей колонизации Афганистана нет. Скажем прямо, даже у Америки нет. А у Китая есть 1,5 млрд населения и армия общей численностью 2,35 млн человек. А теперь представьте на секундочку, какую силу мы получаем вблизи собственных границ, если Китай договаривается с талибами и всерьез заходит в Афганистан. Да с таким союзником запрещенный «Талибан» горы способен свернуть в прямом смысле этого слова. Тем более, что Китай и без того успешно сотрудничает с бывшими советскими республиками — Казахстаном, Туркменией и даже, внимание, Белоруссией.

Таким образом, Афганистан снова влияет на судьбы мира и, похоже, вновь становится точкой противостояния больших игроков.

При этом, конечно, риск попасть в этот капкан остается высоким. Возможно, что пришел черед китайским товарищам попытать счастья в горной стране. Впрочем, США вроде бы спохватились — они будут помогать воздушными ударами официальному правительству. Последнее пока еще держится. Но, главное, России не стоит пытаться зайти дважды в одну реку, ведь подобное невозможно.

Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале «Коммерсантъ FM».

Вся лента