Тушечный выстрел
Врио губернатора рассказал Владимиру Путину, на что готов пойти ради Белгородской области
29 июля президент России Владимир Путин встретился по ВКС с и. о. губернатора Белгородской области Вячеславом Гладковым, который, как сообщает специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников, пообещал ему удвоение ВРП в регионе к 2030 году. Но и поставил условия.
Вряд ли Владимир Путин мог не встретиться перед сентябрьскими выборами с врио губернатора, которому следует через них пройти. Да нет, никто просто не может себе такого представить.
Вячеслав Гладков, судя по всему, очень интересный и многоплановый человек. Вот сидит и говорит о ковиде — и мрачнее тучи, мрачнее самого ковида. Видно, что достойный противник для него в границах Белгородской области. Голыми руками может задушить (то есть без перчаток даже).
Говорит загадками, что тоже неплохо: кому надо, поймут:
— На сегодняшний день коэффициент распространения инфекции — 1,05, коэффициент заболеваемости — 8,78, самый низкий в Центральном федеральном округе. 1700 коек развернуты (остальные, видимо, застелены.— А. К.).
И коренные вещи понимает правильно:
— Главное усилие сейчас, безусловно, вакцинация. План мы ставим 750 тыс. Это цифра для достижения коллективного иммунитета.
То есть это он о людях говорил.
— По людям старше 60 лет мы на сегодняшний день имеем цифру 65%. У меня десять муниципальных образований выполнили плановые показатели,— продолжает Вячеслав Гладков, и видно, что в область пришел хозяин: «у меня».
Причем сколько бы губернаторов ни приходили к Владимиру Путину, почти никто из них не говорил про свой регион так: «у меня». Потому что понимают, глядя на господина Путина: это по крайней мере «у нас».
Только вот в свое время врио Приморского края господин Тарасенко так же активно употреблял личные местоимения по отношению к этому краю — и где оказался господин Тарасенко, проиграв выборы и скомпрометировав таким образом федеральную власть? В Якутии.
Вячеславу Гладкову придется учитывать: Белгородская область пока не отделена от государства и не является его собственной неприступной крепостью.
— Много работаем с людьми,— признался Вячеслав Гладков, имея в виду уже прививочную кампанию.— Конечно, люди по-разному воспринимают (когда с ними начинают работать.— А. К.). Мы никого не заставляем, но ежеминутно, ежесекундно убеждаем в том, что единственный способ победить болезнь — это вакцинация! Какие-то успехи есть, но тоже не обольщаемся, потому что пока результата не добились.
И слава богу, так как результат ежесекундного убеждения в чем бы то ни было может быть лишь обратным.
— Видим,— продолжал врио губернатора,— что в тех муниципалитетах, где вакцинация достигла планового показателя, там или совсем заболеваемость останавливается, или если она возникает, то только потому, что люди приезжают с вахты или возвращаются из отпуска. Поэтому об этом очень подробно рассказываем.
То есть он и сейчас продолжал убеждать. И правда ежесекундно.
— Вторая большая проблема — это, безусловно, цены. Конечно, очень негативно влияет на это то, что мы одномоментно стали тупиковым регионом. Трафик ушел,— мрачно сказал врио губернатора.
То есть он продолжал говорить загадками. Можно лишь предположить, что он имел в виду однажды закрывшуюся границу с Украиной (Белгородская область граничит с несколькими областями Украины.— А. К.), но это не точно.
— Например, по овощам закрытого и открытого грунта есть большая проблема,— добавил врио.— Еще когда я в ноябре после вашего решения (отправить Вячеслава Гладкова в Белгородскую область.— А. К.) прибыл в регион, стоимость на огурцы, стоимость на помидоры (проблемы с управлением предлогов можно было списать на... Да просто списать.— А. К.) была крайне высокая — до 500 рублей.
Главное, что с тех пор многое изменилось.
— Принимаем меры! — заверил врио.— Не могу сказать, что они пока носят системный характер, потому что планово будем выходить на адресную помощь, но на сегодняшний день по тому же «борщевому набору» мы морковь, например, со 150 рублей смогли снизить до 50, свеклу — со 100 до 25… Конечно, не во всех магазинах,— с моей точки зрения, это невозможно,— но в каждом населенном пункте мы на рынках, в местных торговых сетях смогли договориться с производителями...
То есть как договориться, чтобы производитель снизил цены на свою продукцию? Никак, говорите вы? Тогда приезжайте и поговорите с Вячеславом Гладковым.
Он покажет вам, каким может быть лицо хозяина области, когда производители говорят, что некуда ведь уже понижать цену…
На самом деле он потом разъяснял, как упрощали логистические цепочки…
— Например, по мясу птицы мы сократили по тушке со 160 до 130 рублей,— добавил врио.
Тушка подешевела, можно сказать, до неприличия. Думала ли она, что будет стоить на 30 рублей дешевле?.. Ради такого ли жила?
— С одной стороны,— признал Вячеслав Гладков,— может быть, не самая большая цена, но, с другой стороны, те люди, у которых крайне низкий доход, для них это важно — 30 рублей! Мы информацию до них таргетированно доводим через социальную защиту (знали бы они, что до них ее доводят таргетированно.— А. К.), через средства массовой информации, через интернет, через сообщества…
Бюджетникам Вячеслав Гладков пообещал поднять зарплаты: на 20% и потом еще на четыре:
— За три месяца поднимем в общей сложности на 24%! Понимаем, что, конечно, люди хотят большее, но 24% все-таки не 100 рублей!
И тем более не 30.
Состояние белгородской медицины господин Гладков оценил как очень хорошее. Несколько лет назад Владимир Путин, усаживая в стоматологическое кресло тогдашнего губернатора господина Евгения Савченко и беря в руки бормашину, имел возможность в этом убедиться.
И надо сказать, что тогдашний губернатор помощи не просил.
Но теперь врио просил денег на строительство больницы скорой помощи из Резервного фонда, и президент потом не отказал.
Это было правильно, кстати: за поддержку такого человека федеральный центр должен был заплатить Белгородской области.
— Для меня регион, конечно, незнакомый, пытаюсь погрузиться в историю, посмотреть…— издалека начинал на другую тему Вячеслав Гладков.— Очень глубокая история, начиная с Засечной черты… Вы дали поручение развивать эту тему — патриотизма и развития туризма, там большая у нас программа…
Владимир Путин слушал, казалось, настороженно: тема острая, можно оступиться в любое мгновение.
— Но что я хотел попросить? Тема патриотизма для Белгородской области имеет особое значение — Прохоровка, Курская дуга. Очень хочется, конечно, опять какие-то найти точки соприкосновения, которыми эту тему развить…— продолжал издалека начинать господин Гладков.— Выхожу с просьбой к вам, как к главнокомандующему: разрешите строительство Суворовского училища! (Вот оно.— А. К.). Вокруг есть большое количество военных училищ — в Воронеже, Орле, Московской области…
По этой причине, казалось бы, и не стоит строить еще одно, в Белгороде. А на самом деле именно по этой причине и надо.
— Очень долго эту тему обсуждали с Николаем Ивановичем Рыжковым — сенатором от Белгородской области,— добавил Вячеслав Гладков.
Так и стало известно, чем занят бывший председатель Совета министров СССР, которому, дай бог ему здоровья, сейчас 91 год. Обсуждает строительство Суворовского училища в Белгородской области. Кто-то скажет: закономерный финал. Не соглашусь. Нет, не самый плохой вариант развития событий в жизни человека.
— Он рассказывал мне, что эта тема давно его волнует, проговорили, согласовали с ним, рассказал врио.— С этой просьбой выхожу на ваше решение.
Аппаратного чутья Вячеславу Гладкову было не занимать. Главное было — перед тем как на президента выйти, с Николаем Рыжковым согласовать.
Под конец Вячеслав Гладков смог огорошить.
— За восемь месяцев нахождения…— потупился он.— Понимаю, что регион высокоразвит, занимал и занимает позиции, как вы говорите… И очень хочется, чтобы своим присутствием я сильные стороны усилил…
И он рассказал, как сможет это сделать:
— Встретился практически со всеми владельцами, руководителями большого, малого и среднего бизнеса и обсудил… Я исходил из чего? Регион привык к амбициозным задачам, и мы договорились со всеми, что до 2030 года готовы к удвоению валового регионального продукта!
До сих пор такое, про внезапное удвоение валового продукта, позволял себе говорить лишь один человек. И тоже в начале нахождения.... И этот человек сидел сейчас перед Вячеславом Гладковым.
То есть даже и малый бизнес проникся идеями Вячеслава Гладкова и готов работать на удвоение в отдельно взятой области.
Да, Вячеслав Гладков зашел с козырей, причем не только со своих.
— На Санкт-Петербургском экономическом форуме с двумя крупнейшими компаниями — «Металлоинвестом» и Новолипецким металлургическим комбинатом — подписали соглашение о намерениях,— сообщил врио.— Готовы вкладывать, особенно Новолипецкий металлургический комбинат!.. Но, встречаясь с руководством, с владельцами, с основными акционерами, сформулировали, что без особой экономической зоны это (производство, к примеру, ГБЖ, то есть горячебрикетированного железа.— А. К.) реализовать за короткий промежуток времени невозможно…
Это был в некотором смысле ультиматум.
И хорошо, что господин Путин его принял:
— Что касается свободной экономической зоны — надо это посчитать. Но в целом, конечно, если создать условия для продолжения инвестпроцессов в регионе, это очень важно, обязательно посмотрим на это. Я бы поддержал это…
Но дальше стало ясно, что доклад врио все-таки раззадорил президента.
Иначе он бы не сказал, заканчивая публичный разговор, человеку, которого намерен был поддержать на выборах в сентябре:
— Но есть вопросы, которые всегда должны вызывать особое внимание, а именно: продолжает сокращаться уровень постоянного населения (в Белгородской области.— А. К.). Это при том, что основные показатели-то в позитивной зоне находятся!.. В целом у вас обеспеченность врачами на душу населения ниже, чем во многих регионах страны.
Владимир Путин, похоже, давал понять, что не один только врио все же заведует подконтрольной ему областью.
Президент предложил поддержать медиков, прежде всего жильем, и тут Вячеслав Гладков снова не выдержал:
— Разрешите, доложу? Я могу доложить! Вы абсолютно правы, у меня на сегодняшний день 87% заполненных ставок! (Ну вот зачем он на пустом месте продолжал расставлять эти личные местоимения? — А. К.) Это второй показатель после Москвы по врачам!
— Поэтому решение принял, Владимир Владимирович! — рассказывал о себе врио.— Уже внесли изменения в бюджет по итогам второго квартала! 660 млн рублей добавили на приобретение 160 квартир во всех населенных пунктах, где у нас есть вакансии. Задача поставлена — до 1 января 2022 года у меня ноль вакансий!
Тут он и вовсе расслабился:
— Помимо этого… Для того чтобы не было, прошу прощения, этих подпрыгиваний здесь, на месте!.. Мы разработали программу по кадровому обеспечению медицинских работников на десять лет! Поэтому в этом году мы приобретаем 31 медицинский класс — 60 млн заложил!.. То есть у меня в каждом муниципалитете начиная с первого класса будем заниматься мотивацией школьников, чтобы они выбрали врачебное дело, посвятили свою жизнь!.. Все выполняем, готов доложить по итогам этого года, что у меня ноль вакансий будет! — опять констатировал насчет себя врио.
— Вячеслав Владимирович, вы человек опытный и понимаете, что здесь формальный подход неуместен. Вакансии, невакансии… Обеспеченность на душу населения меньше — вот из этого нужно исходить,— президент уже не скрывал своего раздражения.
— Хорошо,— откликнулся Вячеслав Гладков.
— По этим направлениям нужно работать, этим нужно заниматься. Вам всего самого доброго! — приободрил напоследок врио губернатора президент.
В конце концов, они встречались для того, чтобы помочь приставку «врио» убрать.
— Спасибо большое, Владимир Владимирович! — воскликнул господин Гладков.
— Всего хорошего,— кивнул господин Путин.
Подождите, стойте, а как же Суворовское училище?