«Люди — это пользователи территорий, и к их мнению прислушиваться необходимо»
Илья Поздняков о том, как находить компромиссы с бизнесом и властью
Главный архитектор Краснодарского края Илья Поздняков рассказал, как находить компромиссы с бизнесом и властью, каким образом должны развиваться территории и почему необходимо проводить публичные слушания.
Экономика Региона: Илья Владимирович, главного архитектора края принято считать фигурой безусловно важной, но зависимой от властей. Насколько власти прислушиваются к вашим решениям? В каких случаях последнее слово останется за вами?
Илья Поздняков: Наверное, начать надо с того, что одна из функций нашего департамента — это контрольная функция в части градостроительной деятельности. Осуществляя ее, мы анализируем нормативные акты, которые создает муниципалитет, и даем предписания по устранению выявленных замечаний. Такие акты являются обязательными к исполнению. Кроме того, мы осуществляем анализ и подготовку сводных заключений по рассмотрению проектов генеральных планов в части размещения объектов регионального значения. Эти акты также являются обязательными. А к вопросу о том, насколько прислушиваются власти,— мы стараемся все изменения, прежде чем закрепить законодательно, проговорить с общественностью, бизнесом и заинтересованными сторонами, поэтому все решения стараемся принимать максимально взвешенными. Бывает такое, что муниципалитет с чем-то не согласен, но если все уже обсуждено и общее мнение превалирует, то определенные решения могут быть приняты.
Илья Поздняков окончил филиал Московского государственного университета технологий и управления (специализация «Дизайн архитектурной среды»). Начинал карьеру в управлении Роснедвижимости по Калининградской области, затем работал в архитектурной мастерской «Ар-Деко», в которой разрабатывал сначала проекты общественных зданий и жилых комплексов, а с 2012 года – генеральные планы и правила землепользования и застройки городов и сельских поселений. В 2016 году стал главным архитектором Зеленоградска. В конце сентября 2020 г. назначен на должность руководителя департамента архитектуры и градостроительной политики Краснодарского края.
ЭР: Как складываются взаимоотношения с муниципальными властями, например, насколько сильно распространяется ваше влияние на Краснодар?
И. П. В Краснодаре мы провели большую работу в части оценки документов, послуживших основанием для выдачи разрешений на строительство за последние три года. В ходе проверок было выявлено значительное количество нарушений. Это касалось в первую очередь отсутствия необходимого количества детских и спортивных площадок, парковок, соцобъектов, зеленых зон и так далее. По всем этим объектам муниципалитету выданы предписания об устранении замечаний. Работа в этом направлении продолжается. Часть замечаний уже устранена, часть находится в стадии корректировки, и я считаю, это превентивные меры как для властей, так и для инвесторов.
ЭР: Насколько сильно строительное лобби на Кубани в части архитектурного облика городов? Как удается находить общий язык с бизнесом?
И. П. Общий язык всегда можно найти только в диалоге. Безусловно, есть моменты, которые бизнес принимает неохотно, прежде всего это касается нововведений, которые относятся к плотности и этажности застройки. Но такие меры необходимо принимать, мы ищем аргументацию, и если она объективно сильнее, то все эти решения в итоге находят понимание.
ЭР: Часто ли бизнес вкладывается в общественные проекты? Как его можно стимулировать в этом вопросе?
И. П. В последнее время бизнес все чаще самостоятельно начинает обращать внимание на такие проекты. Для него это немаловажная репутационная составляющая, плюс возрастает стоимость продаж и спрос на жилые комплексы, в которых есть общественные пространства. Можно сказать, что это взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти, и есть ряд положительных примеров, которые в целом благоприятно влияют и на городскую среду, и на бизнес.
«В Краснодаре мы провели большую работу в части оценки документов, послуживших основанием для выдачи разрешений на строительство за последние три года. В ходе проверок было выявлено значительное количество нарушений»
ЭР: Часто говорят о том, что земля в городе должна приносить доход. Как этого добиться? Какие есть варианты?
И. П. В первую очередь в этом вопросе мы отстаиваем интересы жителей и муниципалитета. Доход в этой части будем рассматривать с точки зрения поступлений в бюджет. Здесь большое значение имеет баланс развития территорий. Если территория застраивается исключительно жилыми объектами, то отдача в бюджет будет минимальной. Кроме того, если территория развивается неравномерно, появляется такое явление, как маятниковая миграция. Когда у жителей нет необходимых сервисов, они вынуждены выезжать в торговые центры, парки или везти ребенка в садик в другой район. Такие истории, конечно, не про современный город, это неправильно. Поэтому мы стараемся в рамках подготовки разрешительных документов анализировать проекты и обязательно обращаем внимание на такие вещи.
ЭР: Не так давно был принят генплан Краснодара. На ваш профессиональный взгляд, насколько он рабочий и живой, как далеко смотрит в будущее? Тот же вопрос по другим городам края.
И. П. Проекты генеральных планов Сочи, Анапы и Горячего Ключа в настоящий момент находятся в стадии разработки, и оценку им мы будем давать, когда они поступят к нам в департамент на рассмотрение. Но, зная, как идет процесс, могу сказать, что проведена большая аналитическая работа. Что касается краевого центра, то его генплан рабочий, в настоящий момент идет его реализация. Все объекты местного значения, которые были предусмотрены генпланом, транслируются в следующие уровни документов и учитываются при планировании застройки.
ЭР: Если говорить именно про Краснодар — его архитектурный облик оставляет желать лучшего. Что это — советское наследие? Недальновидные решения современников? Или все вместе? И можно ли как-то упорядочить этот архитектурный хаос?
И. П. Какой-то однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно, это действительно совокупность факторов: и наследие, и нарушение нормативов в прошлом, а иногда избыточные предельные параметры застройки, действовавшие в течение нескольких лет. Сейчас в данном направлении ведется большая работа. В частности, есть поручение губернатора создать единые требования к новой застройке. Этот блок можно условно разделить на две части. Первая касается новых нормативов, они у нас внедряются в несколько уровней документов. Это и местные нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки и так далее. Второй блок связан с нововведениями в градостроительном законодательстве и новыми механизмами принятия решений, касающихся комплексного развития территорий. Проще говоря, застройщик должен будет представить концепцию ЖК, которую будет оценивать комиссия, состоящая из архитекторов, экономистов, служб, курирующих ресурсоснабжающие организации. И вот комиссия будет принимать окончательное решение.
ЭР: В одном из интервью вы говорили, что в архитектуре крупных городов региона давно назрели реформы. Какие именно? Вы уже начали их проводить?
И. П. Да, как я уже говорил, это реформы, связанные с изменением нормативов и разработкой новых правил застройки.
«Проекты генеральных планов Сочи, Анапы и Горячего Ключа в настоящий момент находятся в стадии разработки, и оценку им мы будем давать, когда они поступят к нам в департамент на рассмотрение»
ЭР: Вы все время говорите о нормативах. Они настолько кардинально все поменяют?
И. П. В некотором смысле да. Их можно разделить на блоки, связанные, к примеру, с озеленением, с расчетом способов определения плотности застройки, с определением параметров застройки и так далее. Указанные параметры, кроме своих коэффициентов, изменяют и способы расчета, которые исключают возможность подтасовки и манипуляций.
ЭР: В основном жители любого города называют похожие проблемы: недостаток социальных объектов, зеленых зон, точечная застройка. Но это, так сказать, обывательский взгляд. А с профессиональной точки зрения — какие можете назвать основные недостатки городов края?
И. П. Основной недостаток — это хаотичная застройка и неравномерная среда, где одно-двухэтажные объекты граничат с 20-этажными зданиями. Безусловно, такой дисбаланс территорий бросается в глаза. Этот контраст особенно меня шокировал, когда я впервые приехал в Краснодар, и, конечно, это удивляет жителей и гостей города.
ЭР: Краснодарский край — регион курортный. Как, на ваш взгляд, должны развиваться курорты? Что должно обязательно присутствовать в их архитектурном облике? Чего не хватает? Как устранить проблемы и недостатки курортов? Или это уже невозможно?
И. П. Недавно принят краевой закон, который дифференцирует этажность в 500-метровой зоне от морского побережья. Как раз такие меры направлены на сохранение курортных территорий. Это позволяет людям, приехавшим из мегаполиса, почувствовать контраст между большим крупным городом и курортом. Кроме того, в 500-метровой зоне есть ограничения по возведению жилых объектов, что тоже способствует развитию объектов санаторно-курортного назначения. Такие объекты имеют больший срок окупаемости, чем жилье, и не способны в полной мере с ним конкурировать, поэтому приходится вводить дополнительные ограничения. Такие меры позволяют развивать города-курорты именно как курорты, а не как очередные спальные районы города.
«Основной недостаток — это хаотичная застройка и неравномерная среда, где одно-двухэтажные объекты граничат с 20-этажными зданиями. Безусловно, такой дисбаланс территорий бросается в глаза»
ЭР: Что делать с окраинными районами? В основном ведь развивается центр в любом городе. А что там, внутри комплексов, далеко за чертой центра, и что там можно сделать?
И. П. Я уже говорил о балансе территорий, и для окраин города эта задача является приоритетной. Если окраины не будут в себя включать ряд необходимых сервисов и услуг, позволяющих перекрыть все потребности населения, такую среду нельзя назвать устойчивой. В таком случае стимулируется дополнительная нагрузка на и без того перегруженный центр. Поэтому мы будем особое внимание уделять проектам, на основании которых будет реализовываться развитие окраин. Это сейчас они являются окраинами, а в будущем сместятся и станут если не центральной частью, то по крайней мере основным телом города.
ЭР: Скажите, край у вас под контролем или вы можете вдруг с удивлением увидеть в один прекрасный день что-то пугающее? Такая перспектива возможна?
И. П. Безусловно, мы стараемся контролировать застройку, но в целом выдача разрешений на строительство — это функция муниципалитета. Правда, мы рекомендуем перед принятием каких-то серьезных решений направлять документы и проекты планировок крупных комплексов на рассмотрение краевой рабочей группы. Край очень большой, поэтому случается и такое, что, проводя плановый объезд, мы можем обнаружить какие-то объекты, которые для нас являются неожиданностью. Часто обращаются жители, которые недовольны возведением определенного объекта, в случае выявления нарушений мы инициируем внеплановую проверку и принимаем меры. В основном, конечно, это сооружения, разрешение на строительство которых было выдано достаточно давно.
ЭР: Президент союза архитекторов России Николай Шумаков в одном из интервью заявлял, что общественные слушания ни к чему не приводят. Вот цитата: «Мы научились делать так, что эти обсуждения проводятся под определенные вопросы и решения принимаются так, как нам надо». Кроме того, господин Шумаков считает, что такой сложный вопрос, как архитектура, вообще нельзя выносить на суд общественности, поскольку та совершенно далека от архитектуры. Вы согласны с этими утверждениями? Как вы считаете, нужны ли публичные слушания?
«Законотворчество — это тоже творчество. Просто в других его проявлениях. И в этом плане департамент по архитектуре и градостроительству края надо отметить как один из самых активных органов исполнительной власти»
И. П. Ну во-первых, публичные слушания предписаны градостроительным кодексом. Другой вопрос, как их проводить. Можно проводить формально, а можно в этот вопрос углубляться и привлекать активную общественность и профессиональное сообщество. Все это также участники слушаний. Во многом все зависит от того, как организован процесс. В Краснодаре очень активно выступают общественники, и можно сказать, что именно благодаря их деятельности некоторые части города были сохранены. Поэтому не могу согласиться, что это бесполезно или бессмысленно. Безусловно, на мой взгляд, польза от этого есть. Кроме того, если это касается, например, генплана, то жители отстаивают свои интересы, они не диктуют какую-то архитектурную моду, руководствуются больше логикой и собственными ощущениями, а не познаниями в градостроительном законодательстве. Кроме того, публичные слушания имеют рекомендательный характер. При недостаточной аргументации город может принять то решение, которое сочтет наиболее разумным. Что касается проектов благоустройства, то прислушиваться к мнению общественности надо обязательно, ведь тут люди — это конечные пользователи такой территории, без их мнения развивать ее как минимум нелогично.
ЭР: На протяжении всего интервью вы говорили о нормативных актах, но архитектор — это творческая профессия. Скажите, вы творческий человек или уже нет?
И. П. Законотворчество — это тоже творчество. Просто в других его проявлениях. И в этом плане департамент по архитектуре и градостроительству края надо отметить как один из самых активных органов исполнительной власти.