«Кликнуть мышкой и посмотреть, что происходит»
Краткий курс истории видеонаблюдения за выборами в России
Одним из важных инструментов обеспечения легитимности нынешней думской кампании должно стать видеонаблюдение за процессом голосования. На выборах-2021 оно обещает быть более масштабным, чем пять лет назад, хотя и уступит по размаху президентским выборам 2012 года, за которыми россияне впервые смогли следить в прямом интернет-эфире. Уже к президентским выборам-2018 правила доступа к записям трансляций усложнили, число камер на участках сократилось более чем вдвое. На предстоящих думских выборах общедоступного прямого эфира онлайн не будет, но число оснащенных видеонаблюдением участков вновь расширится. “Ъ” напоминает, из-за чего на российских выборах появилось видеонаблюдение и как со временем менялись его правила.
«Нужно установить видеокамеры, которые бы работали в круглосуточном режиме и давали возможность прийти в любое время суток домой или в офис, кликнуть мышкой и посмотреть, что происходит на площадке. Я предлагаю и прошу Центральную избирательную комиссию установить веб-камеры на всех избирательных участках страны — их у нас 90 с лишним тысяч, и пусть они работают там круглосуточно. Чтобы страна видела, нужно вывести все в интернет».
Так на традиционной «прямой линии» 15 декабря 2011 года тогдашний премьер и кандидат в президенты Владимир Путин отреагировал на вопросы о волне протестных акций, прокатившихся по России сразу после состоявшихся 4 декабря выборов в Госдуму. Выйти на улицы россиян заставили многочисленные сообщения наблюдателей о массовых фальсификациях при подсчете голосов. Чтобы успокоить страсти, власти решили сделать президентские выборы—2012 самыми прозрачными в истории России. А главным инструментом повышения их легитимности как раз и стал беспрецедентный проект прямой видеотрансляции с избирательных участков.
246 лет видео
Буквально через две недели Центризбирком (ЦИК) утвердил порядок видеонаблюдения за выборами президента, согласно которому видеокамерами должны были оборудоваться все помещения для голосования, за исключением больниц, СИЗО, воинских частей, полярных станций и находящихся в плавании судов, а также труднодоступных мест без хорошей связи.
На каждом участке предписывалось установить по две камеры: одна показывала общий вид помещения, а вторая предназначалась для отслеживания процесса подсчета голосов и должна была быть направлена на стол, куда выкладывались бюллетени из урн.
Камеры должны были работать непрерывно весь день голосования и всю послевыборную ночь, вплоть до окончания подсчета голосов. Трансляция велась на специальном сайте, попасть на который мог любой желающий с портала Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» или с сайтов региональных избиркомов. Кандидаты и члены их штабов могли наблюдать за ходом голосования по отдельному каналу связи, посмотреть прямую трансляцию с участков можно было также в помещениях региональных избирательных комиссий и ЦИКа. Записанные в день выборов видеоматериалы должны были храниться в региональных Центрах обработки данных в течение года, при этом доступ к ним не ограничивался.
Единственным поставщиком услуг был определен «Ростелеком». По словам тогдашнего министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, оснащение участков видеокамерами обошлось федеральному бюджету в 13 млрд руб. Правда, занимавший тогда пост его заместителя Илья Массух, который сейчас входит в московский штаб по наблюдению за выборами, оценил рыночную стоимость проекта по установке веб-камер и организации интернет-трансляции примерно в 20–30 млрд руб. Недостающую сумму профинансировал сам «Ростелеком», для которого, по словам господина Массуха, проект по видеонаблюдению на участках стал «однозначно убыточным».
В итоге на выборах президента—2012 на 91,4 тыс. участков было установлено почти 183 тыс. камер, с которых в общей сложности было записано 246 лет видео общим объемом 22 петабайта. За процедурой голосования 4 марта 2012 года на специализированном портале наблюдали 3,5 млн человек, которые в сумме просмотрели 7,9 млн трансляций.
Наблюдение по желанию
Через полгода после президентских выборов—2012 ЦИК выпустил постановление «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в РФ», которое расширяло и дополняло документ, принятый перед выборами 4 марта 2012 года.
Одним из главных изменений стал новый порядок выдачи видеозаписей с видеокамер на участках: теперь для их получения требовалось подать заявку в Минкомсвязи, хотя оснований для отказа постановление не предусматривало.
Кроме того, использование видеокамер, в соответствии с новым документом, перестало быть обязательным: нижестоящие избиркомы получили право самостоятельно решать этот вопрос.
В результате видеонаблюдение на выборах в Госдуму 2016 года оказалось намного менее масштабным, чем в 2012 году. Камерами были оснащены около 22 тыс. участков в 24 регионах, где голосовали немногим более 30% избирателей.
К президентским выборам 2018 года ЦИК подготовил новый документ о порядке видеонаблюдения. С одной стороны, оно было несколько расширено: в постановлении появилась норма об установке видеокамер не только на участках, но и в территориальных избиркомах (ТИК). С другой стороны, порядок предоставления доступа к видеозаписям с выборов снова ужесточился. Теперь заявку нужно было подавать не в Минкомсвязи, а в ЦИК или в региональные избиркомы, причем кандидаты и иные участники избирательного процесса должны были обосновать факт нарушения их прав. Хотя поводов для отказа в выдаче записи документ по-прежнему не содержал. При этом избиркомы получили право на постоянный доступ к видеозаписям через специальный служебный портал, а судам, прокуратуре или следственным органам они предоставлялись в случае рассмотрения ими дел о нарушениях на выборах.
В итоге на выборах президента—2018 видеонаблюдением было охвачено около 43 тыс. участков (по подсчетам ЦИКа, к ним были приписаны около 80% всех российских избирателей), а кроме того, трансляция велась из помещений 2,8 тыс. ТИКов.
Впрочем, отдельные регионы воспользовались предоставленным им правом самостоятельно решать вопрос о видеонаблюдении и превзошли федеральные показатели. Например, в Москве начиная с выборов мэра 2013 года видеокамерами были оборудованы все избирательные участки (их в столице около 3,6 тыс.).
Тогда же заработал московский Общественный штаб по наблюдению за выборами, бессменным руководителем которого является зампред столичной Общественной палаты, главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. «Если к нам поступает сигнал о возможном нарушении, мы тут же ищем этот фрагмент на записи, и в случае, если подозрение оправдывается, на место выезжает оперативная бригада,— описывает господин Венедиктов алгоритм работы общественных наблюдателей.— Трансляция со всех камер должна быть четкой, если на каких-то участках есть замутнения или даже на камеру села муха, также принимаются немедленные меры по реагированию».
Для большинства остальных субъектов РФ использование видеонаблюдения остается необязательной опцией. В январе 2021 года группа депутатов Госдумы от КПРФ во главе с ее лидером Геннадием Зюгановым внесла в нижнюю палату законопроект, предлагающий сделать видеонаблюдение на избирательных участках обязательным на выборах всех уровней. Однако профильный комитет Думы по контролю и регламенту вернул документ на доработку, обнаружив в нем несоответствие Конституции.
Три дня в эфире
Перед выборами в Госдуму 2021 года ЦИК в очередной раз обновил порядок видеонаблюдения. Основные изменения были связаны с тем, что голосование из-за сложной эпидемиологической ситуации пройдет в течение трех дней — с 17 по 19 сентября. В связи с этим видеонаблюдение будет вестись непрерывно в течение почти трех суток, включая две ночи, когда бюллетени избирателей, проголосовавших в пятницу и субботу, будут находиться в специальных сейф-пакетах. Таким образом, видеонаблюдение будет вестись в течение 60 часов.
Правда, ради экономии бюджетных средств общедоступной трансляции с участков в интернете не будет: в реальном времени за голосованием на служебном портале смогут следить лишь кандидаты, партии, избиркомы и наблюдатели в общественных штабах во всех 85 субъектах РФ. Наблюдателям обещают также доступ к записям с камер.
В то же время сэкономленные таким образом средства, по словам главы ЦИКа Эллы Памфиловой, позволят расширить масштаб видеонаблюдения: камеры будут установлены на участках во всех 85 регионах, где суммарно голосуют более 80% избирателей. Вместо 40 тысяч видеокамер, стоявших в 2016-м, на этот раз на участках их будет более 100 тысяч. Хотя число примерно вдвое меньше, чем на «пике» видеонаблюдения в 2012 году, оно, тем не менее, позволяет России сохранять лидирующую позицию среди стран, использующих видеокамеры как инструмент контроля выборов.
Попытки ряда политиков и общественников вернуть общедоступную трансляцию хотя бы в последний день голосования успехом пока не увенчались.
Например, тот же Алексей Венедиктов предложил мэрии Москвы обеспечить такую трансляцию за счет города, но получил ответ, что порядок применения средств видеонаблюдения и доступа к видеозаписям на выборах установлен ЦИКом, поэтому расширение видеонаблюдения возможно только в рамках работы общественного штаба.
«Одним из решений может стать поиск дополнительного помещения для размещения общественного штаба, чтобы пригласить туда всех кандидатов от Москвы по одномандатным округам и в Госдуму, и на довыборах в Мосгордуму,— сообщил “Ъ” господин Венедиктов.— Им можно будет установить по два экрана для наблюдения и предложить их представителям следить все три дня и две ночи за ходом голосования на их территории».
Впрочем, какие-то новые решения по организации видеонаблюдения на осенних выборах еще могут появиться: ЦИК пообещал подготовить на этот счет подробные разъяснения. «В ближайшее время в режиме видеоконференцсвязи мы проведем консультации с общественными палатами, партиями и их региональными отделениями, чтобы подробно разъяснить, как это будет осуществляться»,— заявила Элла Памфилова.
Видеонаблюдение за выборами в разных странах
В Грузии на местных выборах 2006 года и президентских выборах 2008-го около 1 тыс. избирательных участков, в том числе в шести крупнейших городах страны, включая Тбилиси, были оснащены комплектом из двух видеокамер. Доступ к записям был ограничен и предоставлялся только по запросу.
В Азербайджане веб-камеры впервые использовались на президентских выборах 2008 года. На парламентских выборах 2010-го ими оборудовали около 10%, а в 2015 году — свыше 20% избирательных участков. Видео с них транслируется в интернет, записи хранятся пять лет.
В Албании видеокамеры использовались на парламентских выборах 2009 года. Система была локальной, данные не попадали в сеть. Велась запись процедуры подсчета голосов избирателей.
На Украине на местных выборах в октябре 2010 года веб-камерами были оборудованы все избирательные участки в Крыму. Также видеонаблюдение было на парламентских выборах 2012 года.
В Армении камеры использовались на парламентских выборах 2017 года. Они были установлены в помещениях для голосования 1,5 тыс. наиболее крупных избирательных участков. Изображение транслировалось в интернет.
В США в отдельных штатах также применяется видеонаблюдение за ходом голосования. На мониторах в участках можно следить за ходом голосования, иногда присутствует онлайн-трансляция. В части случаев запись не ведется, информация также не может использоваться для разрешения споров о ходе голосования.
Камеры используются на выборах в ряде штатов Индии. Так, в штате Тамилнад ими оснащены все 9,5 тыс. избирательных участков. В штате Уттар-Прадеш они установлены на более чем 3,8 тыс. участков. Трансляция ведется в интернет и через соцсети.