Лидер без канцлерства
Социал-демократ Олаф Шольц становится самым популярным политиком в Германии
Предвыборная гонка в Германии преподносит новые сюрпризы. Последние опросы показывают, что наиболее подходящим кандидатом в канцлеры немцы теперь считают Олафа Шольца — вице-канцлера и министра финансов, который представляет Социально-демократическую партию Германии (СДПГ) и до сих пор оставался в тени конкурентов. Причина роста популярности господина Шольца — не только в промахах его соперников, но и в том, что немцы оценили обширный управленческий опыт политика. Для Москвы Олаф Шольц вряд ли оказался бы плохой заменой Ангеле Меркель, покидающей пост канцлера после 16 лет работы.
Сразу два новых опроса общественного мнения показали, что Олаф Шольц перехватил пальму первенства у лидера Христианско-демократического союза (ХДС) и премьер-министра Северного Рейна—Вестфалии Армина Лашета. Социал-демократ, по мнению немцев, стал наиболее подходящим кандидатом в канцлеры. Так, компания YouGov сообщила в пятницу о 20-процентной поддержке господина Шольца, 15% — у господина Лашета и лишь 13% — у лидера «Зеленых» Анналены Бербок. По данным «Политбарометра» (регулярного опроса) от телекомпании ZDF, кандидата от СДПГ поддерживают 34% немцев, а лидеров ХДС и «Зеленых» — 29% и 20% соответственно. При этом христианские демократы остаются самой популярной политической силой в стране, рейтинг которой колеблется в районе 26–28%. Вторую строчку по-прежнему занимают «Зеленые» (16–21%), третью — СДПГ (16%).
Для социал-демократов такие данные опросов можно назвать промежуточным успехом: партия не первый год пытается выйти из кризиса, вызванного слишком долгим пребыванием в правящей коалиции с ХДС в роли младшего партнера и, как следствие, неминуемым размыванием ценностей. В начале избирательной кампании СДПГ могла рассчитывать лишь на 12–13% голосов, что никак не соответствует ожиданиям некогда одной из двух самых популярных партий в стране. Выбор кандидата в канцлеры в таких условиях был номинальным — серьезно претендовать на кресло Ангелы Меркель социал-демократы не могли. Выборы в стране носят непрямой характер, а значит, канцлером становится тот, чья партия наберет большее число голосов избирателей и, главное, сформирует правящую коалицию.
Тем не менее даже в таких условиях выдвижение господина Шольца внутри СДПГ выглядело неоднозначно. С одной стороны, он самый популярный и опытный политик СДПГ, с другой — действующий министр финансов относится к консервативному крылу партии, в то время как ее нынешние сопредседатели Заскиа Эскен и Норберт Вальтер-Борьянс придерживаются левых взглядов.
Личностные качества господина Шольца также вызывали вопросы: за свою сдержанность и отстраненность политик давно получил прозвище Шольцомат, невольно вызывая ассоциации с роботом.
Спокойный и безэмоциональный лидер поначалу терялся на фоне своих конкурентов, но чем дальше продвигалась предвыборная кампания, тем более востребованным и уверенным в себе становился господин Шольц.
Перелому ситуации и выходу в лидеры в личном рейтинге способствовала природная катастрофа — разрушительные наводнения на западе Германии унесли жизни более 180 человек и уничтожили инфраструктуру десятков населенных пунктов. Общая сумма ущерба пока не определена, но будет исчисляться миллиардами евро. Выделение финансовой помощи — прямая ответственность господина Шольца и как министра профильного ведомства, и как вице-канцлера в правительстве Меркель. В отличие от других кандидатов политик от СДПГ стал тем, кто предложил населению реальную помощь, а главное — смог показать себя компетентным управленцем. Этого качества прежде всего не хватает кандидату от «Зеленых». Госпожа Бербок, самый молодой и наименее опытный политик из трех претендентов, оказалась в центре нескольких громких скандалов, в том числе из-за вовремя не задекларированного дохода, что фактически лишило ее доверия избирателей. Даже упор на климатическую повестку в предвыборной кампании «Зеленых», которую можно было связать с наводнениями, не принес ей политических очков.
Лидер ХДС, появившийся в резиновых сапогах на месте катастрофы, готовился проявить себя не только как глава затопленной федеральной земли, но и как истинный «преемник Меркель». Этому помешало попавшее в СМИ и социальные сети видео, на котором господин Лашет что-то обсуждает с коллегами и смеется в то время, как президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер произносит полную скорби речь о жертвах стихии. Резким контрастом стал приезд министра финансов в Шёнау-ам-Кёнигсзе в Баварии, где он вместе с лидером Христианско-социального союза (ХСС) и премьер-министром этой федеральной земли Маркусом Зёдером общался с населением, уточнял масштабы разрушений и вновь обещал помощь.
Образцовое поведение господина Шольца — то, что нужно немцам, постепенно осознающим, что 16-летней стабильности эпохи Меркель приходит конец, а Германия вынуждена справляться не только с пандемией коронавируса, но и с последствиями природной катастрофы.
При этом личный рейтинг политика вряд ли сможет вытянуть социал-демократов на первое место — разрыв с ХДС слишком велик, а предвыборная программа СДПГ откровенно невзрачна.
В то же время у партии есть шанс обойти на выборах «Зеленых», которые теряют популярность из-за ошибок своего кандидата в канцлеры. Это означает, что при желании социал-демократы еще могут войти в правительство, но для этого нужно, чтобы они сами этого захотели.
Самый реалистичный вариант для СДПГ — это коалиция с ХДС/ХСС и Свободно-демократической партией Германии (СвДП), что позволило бы господину Шольцу сохранить свой пост в новом правительстве, но могло бы критическим образом сказаться на самой партии. Математически возможен и расклад, при котором СвДП сменят «Зеленые». Самому министру больше по душе вариант «светофора» — названной так по партийным цветам коалиции из «Зеленых», СДПГ и СвДП, которую возглавили бы социал-демократы. Но для этого необходимо, чтобы очень много факторов сошлось воедино. Пока же Олаф Шольц уверенно говорит: «Тот, кто хочет видеть меня канцлером, должен голосовать за СДПГ».
Для властей России, как ранее писал “Ъ” со ссылкой на собеседников в госструктурах РФ, успешное выступление на выборах «Зеленых» во главе с Анналеной Бербок было бы не лучшим вариантом: члены этой партии традиционно выступают за ужесточение регулирования в сфере энергетики. В частности, они требуют отказа от строительства газопровода «Северный поток-2», а также намерены в случае прихода во власть форсировать распространение углеродного налога на импортную продукцию, что в перспективе будет грозить России многомиллиардными потерями. На днях агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники сообщило, что Кремль якобы даже запустил кампанию по дезинформации в отношении госпожи Бербок. «Нет. Это неправда»,— коротко заявил агентству ТАСС пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Между тем Олаф Шольц для Москвы вряд ли стал бы плохой заменой госпоже Меркель.
Политик неоднократно допускал резкие высказывания о присоединении Крыма и ситуации с правами человека в стране, а также критиковал Кремль в связи с ситуацией вокруг оппозиционера Алексея Навального.
Но ухудшение отношений с Москвой не входит в его планы. Прежде всего это противоречило бы линии партии, до сих пор не забывшей о таком наследии канцлера ФРГ социал-демократа Вилли Брандта, как «остполитика» (политика руководства страны по сближению с ГДР и социалистическими государствами Восточной Европы). И к тому же привело бы к обострению отношений с левыми сопредседателями СДПГ. Также Олаф Шольц понимает важность торгово-экономических отношений с Россией, о чем косвенно свидетельствует его молчание по вопросу о судьбе «Северного потока-2». В целом политик высказывается за диалог с Россией и сожалеет, что европейские лидеры так и не смогли договориться по немецко-французскому предложению о встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Господин Шольц подчеркивает, что «не испытывает иллюзий» относительно российского руководства, но, несмотря на это, уверен: «Для улучшения ситуации нужно, чтобы существовали мосты и каналы связи».