Ставки растут в борьбе с инфляцией
Какие долговые бумаги остаются в выигрыше от решений ЦБ
Для борьбы с инфляцией ЦБ все активнее поднимает ключевую ставку. К настоящему времени она достигла 6,5%, а к концу года может подняться до 7%. Однако на долговом рынке такие решения сказываются неодинаково. В нынешних условиях управляющие советуют покупать длинные облигации, стоимость которых может даже вырасти в случае дальнейшего роста ключевой ставки. Однако при выборе стоит учитывать и ликвидность ценных бумаг, чтобы не потерять в доходе, указывают управляющие.
Жесткий подход
Банк России продолжает ужесточать денежно-кредитную политику. В пятницу, 23 июля, было принято решение поднять ставку сразу на 100 базисных пунктов (б. п.), до 6,5% годовых. За пять месяцев регулятор повысил ставку четыре раза в сумме на 225 б. п. Таким образом ЦБ борется инфляцией, которая, по его прогнозу, по итогам года составит 5,7–6,2%, что на 1 п. п. выше апрельского прогноза.
В сложившейся ситуации регулятор оценивает среднее значение ключевой ставки до конца года в диапазоне 6,5–7,1% с медианным значением, равным 6,8%. Это, по мнению аналитиков «Ренессанс Капитала», согласуется со сценарием повышения ставки до 7% на сентябрьском заседании и сохранения ее без изменений в октябре и декабре. В 2022 году Банк России оценивает ключевую ставку в диапазоне 6–7% против 5,3–6,3% ранее. Вместе с тем ЦБ сохранил без изменений нейтральный диапазон на среднесрочную перспективу и прогнозное значение ставки на 2023 год на уровне 5–6%. «Мы сохраняем свой прогноз значения ставки 7% на конец 2021 года и 5,75% — на конец 2022 года, с учетом того, что инфляция окажется ниже ожиданий ЦБ и опустится до менее 3% в течение ближайших 12 месяцев благодаря ослаблению давления со стороны внутреннего спроса и цен на импорт»,— отмечают в «Ренессанс Капитале».
Государственный доход
Подъем ключевой ставки отразился на ставках долговых инструментов, однако бумаги разной длины реагировали по-разному. Под давлением в основном оказались короткие выпуски. Доходность выпусков до одного года выросла за неделю на 7–12 б. п. По среднесрочным ОФЗ ставки снизились на 5–7 б. п., по долгосрочным бумагам — на 9–10 б. п. По словам управляющего активами УК «Открытие» Дмитрия Космодемьянского, короткие бумаги больше реагируют на ставки денежного рынка, который находится под непосредственным влиянием ставки ЦБ, тогда как долгосрочные облигации в большей степени торгуются с оглядкой на долгосрочный уровень инфляции. Последние недельные данные по инфляции свидетельствуют о ее замедлении до уровня предыдущих лет, а годовые темпы стабилизировались на отметке 6,5%.
«На рынке растет уверенность, что ЦБ сможет своими действиями вернуть инфляцию под контроль»,— отмечает господин Космодемьянский.
Опираясь на свои цели и задачи, различные типы инвесторов могут выбрать из большого количества долговых инструментов те, которые в полной мере соотносились бы с их профилем риска. В частности, аналитики Sber CIB Investment Research отдают предпочтение длинным ОФЗ (сроком обращения от десяти лет), которые только выиграют от очередных повышений ставки в ближайшее время. По их оценке, доходность 10-летних гособлигаций может снизиться не более чем на 15–20 б. п. в абсолютном выражении. «Реальная ставка (разница между доходностью госбумаг и инфляцией) в России все еще находится в положительной зоне, в то время как в США, например, этот параметр опустился ниже –3%. Этот факт привлечет внимание международных инвесторов, когда станет очевидно, что фаза повышения ставки скоро закончится»,— отмечает Дмитрий Космодемьянский.
Корпоративный маневр
Впрочем, как считает директор департамента рынков капитала Accent Capital Андрей Аржанухин, десятилетние ОФЗ уже частично отыграли существующие возможности для роста, в то время как корпоративные выпуски, традиционно более инертные, могут обеспечить более высокий потенциал переоценки. По оценке главного аналитика долговых рынков БК «Регион» Александра Ермака, в настоящий момент на вторичном рынке доходность корпоративных облигаций эмитентов первого эшелона со сроком обращения 1–3 года составляет 6,9–7,7% годовых, второго эшелона — в пределах 7,7–8,8% годовых. Более длинные облигации (со сроком обращения 3–5 лет) первого эшелона торгуются с доходностью 7,3–7,7% годовых, а второго эшелона — с доходностью 8,1–8,6% годовых.
Интересными выглядят банковские облигации, ставки по которым выше, чем ставки по вкладам этих же банков. По данным Александра Ермака, в настоящий момент на вторичном рынке доходность наиболее ликвидных банковских облигаций со сроком обращения 1–3 года эмитентов первого эшелона составляет 6,9–8,% годовых, второго эшелона — 7,8–8,5% годовых. Однако стоит учитывать, что в отличие от вкладов инвестиции в облигации не защищены от негативной переоценки и дефолтов.
Ликвидный отход
Вместе с тем волатильность корпоративных облигаций заметно меньше волатильности госбумаг. «Кроме того, инфляция в РФ сейчас, по всей видимости, находится вблизи локального пика. Как следствие, до конца года ожидаем рост цен рублевых облигаций»,— отмечает Андрей Аржанухин. «При нормализации кредитных премий на фоне падения инфляции инвестор может увидеть двухзначные доходности, с учетом купона и роста цен, на горизонте до конца 2022 года»,— оценивает он.
Однако, как отмечает Дмитрий Космодемьянский, инвесторам стоит учитывать, что в корпоративном сегменте не все бумаги обладают достаточной дюрацией, чтобы в полной мере не зависеть от движений ключевой ставки. К тому же инвесторам стоит учитывать, что ликвидность корпоративных бумаг на рынке оставляет желать лучшего, и на спредах при покупке и продаже потери могут быть более существенными, нежели полученный купонный доход. «Подавляющее большинство инвесторов не полностью осознает понятие процентного риска и халатно относится к диверсификации портфелей. Поэтому вместо отдельных облигаций мы рекомендуем ОПИФ или БПИФ облигаций»,— отмечает господин Космодемьянский. Важным преимуществом ПИФов является налоговый вычет на доход, отсутствующий у обычных облигаций, купоны и прочие доходы по которым облагаются НДФЛ по стандартной схеме.