«Самое сложное – это заслужить доверие родителей»
Доктор Алевтина Лысачева — о детском здоровье
Тот, которому родители доверяют самое дорогое – здоровье своих детей. Первое знакомство с человеком в белом халате, первые болезни и первые выздоровления, а еще нервы, сомнения и уверенность, доверие и скептицизм — все это так или иначе связано с педиатром. Этот врач находится рядом с ребенком все годы его взросления, и во многом от его профессионализма будет зависеть состояние здоровья уже взрослого человека. Об этом и многом другом — в интервью с заведующей детским отделением Центра семейной медицины «Олимп Здоровья» Алевтиной Лысачевой.
— Алевтина Николаевна, долго думали, когда выбирали факультет ВГМУ? Родители поддержали ваше решение? Не жалели потом, в процессе учебы?
— Нет, думала не долго. Выбирала интуитивно. С детства мечтала стать врачом или учителем. Мне всегда хотелось работать с детьми, но только не стоматологом. Когда училась в 11 классе, выиграла областную Олимпиаду по химии и автоматом была зачислена на химико-биологический факультет Воронежского пединститута. Но летом решила испытать себя и попробовала поступить в медакадемию. Родители боялись, что не поступлю, но противиться не стали. Но я была уверена: мое место – именно в медицине. Поэтому, пока училась – ни разу не пожалела.
— Помните свой первый самостоятельный рабочий день? Каким он был?
— Помню смутно. Запомнилось одно ощущение: было очень страшно, что я столкнусь с тем, чего не знаю. Но буквально дня за три самостоятельной работы уверенности значительно добавилось.
— Что самое сложное в профессии «лечить детей»?
— Самое сложное (причем у любого детского врача) – это заслужить доверие родителей, внушить им веру в успех, убедить в том, что лечение нужно проводить, когда оно действительно необходимо, и, наоборот, не лечить детей, если без этого можно обойтись.
— Можете назвать «три кита» детского здоровья?
— Первый – это правильное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, их дотация при необходимости. Сейчас очень часто к нам приходят дети с дефицитом витамина D, кальция, железа, омеги-3 и так далее.
Вторым «китом» являются ежедневные прогулки и занятия спортом. Причем это не путь от машины до подъезда, а именно прогулка на свежем воздухе не меньше сорока минут в день (а лучше – два часа и больше). Спорт – обязательно 2–3 раза в неделю. Выбирать надо тот вид спортивных нагрузок, который «получается» у ребенка и ему нравится.
И третий «кит» – это здоровый психологический рост ребенка, позитивная атмосфера в семье. Это когда родители не реализуют свои амбиции или нереализованные желания через ребенка, а учитывают его способности и желания. Ну, например, мама мечтала играть на фортепиано, а папа – в футбол. Значит, их дети должны быть пианистом и футболистом. А дети совершенно этого не хотят. Ребенок должен расти в семье, где его любят не за оценки, красоту и послушание, а просто потому, что он есть. Он должен чувствовать это. Но, конечно, это не значит, что в семье не должно быть слова «нет».
— Что делать с родителями, которые надеются на «бабушкины» методы? (Горчичники, молоко с жиром, горячие ванны для ног и т.п.) Вам встречались такие? Есть ли обратные примеры, когда родители, наоборот, слишком «продвинутые»?
— К сожалению, в последнее время мы наблюдаем «всплеск» как со стороны родителей, так и бабушек-дедушек, которые начинают свято верить в эффективность так называемой народной медицины. Почему так происходит – понять сложно. Приходится напоминать пациентам, что в царские времена, когда люди лечились минеральной водой и травами, средняя продолжительность жизни обычного человека составляла сорок лет, у привилегированных людей, имеющих доступ к медицинской помощи и более комфортные условия проживания, – 60 лет. Очень высокой была детская смертность.
Да, бывают легкие случаи, когда ребенка не следует лечить препаратами и чай с малиной как лекарство использовать можно. Если же ситуация требует медикаментозного лечения и «бабушкины» методы не могут помочь, то задача врача – убедить в этом родителей, объяснить, почему это необходимо и каких последствий удастся избежать.
Есть у нас и обратные примеры, когда родители очень «продвинутые» и хотят лечить ребенка, даже когда не нужно. И часто переубедить их труднее, чем уговорить отказаться от народных методов.
— Своих детей лечить сложнее или проще? Сильно их ограничиваете во вкусном и вредном, гаджетах, режиме дня?
— Своих детей лечить сложнее, так как необходимо выключать эмоции и размышлять здраво. Вначале профессионального пути мне было безумно сложно это делать. Я выписывала на отдельный листок жалобы, результаты анамнеза, осмотра – и пыталась смотреть на него так, словно речь идет о чужом ребенке. И тогда назначала лечение. Но сейчас все проще, я научилась вовремя перестраиваться.
Я – за здоровую еду в семье. Но иногда своим детям, так же как и пациентам, разрешаю вредности. В этот момент они удивляются: не заболела ли я? От гаджетов изолировать детей с развитием дистанционного обучения стало невозможно. Приходится переключать их на домашнюю работу или прогулки.
— Почему вы решили углубиться и в гастроэнтерологию? Каким направлением планируете заниматься в будущем?
— Так сложилось, что в какой-то момент жизни мне приходилось много общаться с врачами-гастроэнтерологами и они заразили меня любовью к этой специальности. В будущем планирую совмещать педиатрию и гастроэнтерологию, а также заниматься развитием детского отделения «Олимпа Здоровья». Мне нравится видеть, как растут и вырастают дети. Я люблю свою работу, и мне очень хочется помочь детям вырасти здоровыми.
На протяжении роста ребенка не один раз встречаются так называемые кризисы, когда организм растет неравномерно и случаются сбои в тех или иных органах и системах. В этой ситуации важно вовремя помочь ребенку, чтобы этот сбой не навредил ему на данном этапе. На детский организм всегда надо смотреть как на единое целое, и наблюдать развитие в динамике. Вот почему так важна работа педиатра, который отслеживает состояние здоровья ребенка с ранних лет и до совершеннолетия.
— Какое у вас хобби и хватает ли на него времени?
— Я очень люблю путешествовать. К сожалению, в последний год этого не удалось сделать в связи с карантинными ограничениями. Но я надеюсь, что в скором будущем вернусь к своему увлечению и посещу города и страны, где еще не была. Путешествия дают мне силы, обеспечивают «перезагрузку» и дарят новые идеи, которые так необходимы в последнее время.
— О чем вы мечтаете?
— Этот вопрос заставил меня задуматься. В моем сегодняшнем ритме жизни мечтать стало некогда. Наверное, я мечтаю о том, чтобы появилось больше времени для общения с родными и близкими, с друзьями, заниматься спортом не урывками, а регулярно. Поехать наконец в путешествие. О более глобальных вещах я сейчас не думаю.