Метро присматривается к биометрии

В чем плюсы и минусы позволяющей расплачиваться за проезд лицом технологии

В Московском метрополитене разрешили оплату по лицу. Пока столичный Дептранс только тестирует технологию. Поэтому выбрать альтернативный способ оплаты проезда смогут лишь 1 тыс. пассажиров голубой ветки. Для участия в эксперименте они должны подать заявку на сайте mosmetro.ru. Затем им нужно скачать специальное приложение и загрузить туда свою фотографию, а также указать реквизиты банковской карты. После регистрации они смогут заходить в подземку через специальные турникеты. К концу 2021 года технология должна появиться на всех ветках метро.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Скорость работы этой системы в будущем позволит сократить очереди в вестибюлях станций, уверен заместитель генерального директора компании «Битрикс-24» Сергей Кулешов: «Метро — транспорт с большим пассажиропотоком. Московский метрополитен всегда должен работать над тем, как быстрее провозить этот поток. Оплата по лицу, конечно, ускорит проход пассажиров через турникеты. Заторы появляются, когда люди начинают долго искать карточку. Новый способ оплаты поможет снизить вероятность таких столпотворений.

Безусловно, это еще и увеличивает степень контроля над пассажирами. Сложностей с внедрением технологии не будет. Принцип ее действия похож на работу Face ID. Самое главное, что система самообучаема. Каждый раз, когда человек будет проходить через турникет, она будет запоминать образ и сопоставлять его с другими. Чем больше пассажир таким образом оплачивает проезд, тем точнее и быстрее работает система.

Любая система распознавания имеет определенный предел точности. Обычно это примерно 90%. При этом для хакеров хранящиеся в ней данные не представляют интереса. Единственное, что могут узнать злоумышленники — это маршруты людей.

Данные банковской карты в этой системе хранятся в зашифрованном виде, и использовать их никак нельзя».

Сейчас биометрические системы внедряют в свою работу практически все крупные компании. Сбербанк разрешает клиентам оплачивать товары и услуги лицом. «Аэрофлот» использует тот же идентификатор для регистрации пассажиров на рейсы. Кроме того, в России уже три года существует Единая биометрическая система. С помощью нее планируют пускать на стадионы и сайты, а также сдавать сессию в вузах.

Однако пока в биометрической системе зарегистрированы лишь 200 тыс. человек. В чем причина недоверия россиян? На этот вопрос “Ъ FM” ответил генеральный директор компании Intems Алексей Титов: «Лицо — не очень хороший идентификатор. Хороший идентификатор должен быть уникальным. Как мы знаем, люди бывают с одинаковыми лицами. Пугают какие-то нюансы по ее использованию. Если вы привязываете свое лицо как идентификатор к карте, вам по разным причинам может быть отказано в доступе.

Какой-то серьезный профит от применения технологии распознавания лиц пока не особо удается получить, а риски очень велики.

Сведения о пользователях полноводной рекой текут на черные рынки

С биометрическими данными особая ситуация. Их идентификаторы невозможно изменить. Проблема в том, что биометрические системы внедряются сейчас для целей государства. Если государство развернется в другую сторону и начнет использовать такие технологии, чтобы сделать жизнь людей проще и безопаснее, то и люди посмотрят на биометрию по-иному».

Центральный банк России пока тоже не доверяет биометрическим системам. Он посчитал опасной идентификацию клиентов кредитных организаций по лицу. А Минфин назвал утечки биометрии «самым страшным, что может произойти».

Вся лента