Почему современные телевизоры так дороги?

Отвечаем на примере Samsung QN900A

Бытует мнение, что любые технологии со временем неизбежно становятся дешевле, делая цену сложных устройств низкой и доступной каждому покупателю. При этом высказывающие это мнение тут же приводят в пример смартфоны и невероятные достижения вроде 5-нанометрового техпроцесса. На их фоне телевизоры остаются поразительно дорогими, хотя их тоже вроде выпускается немало, ими заставлены полки магазинов, но цены снижаются только на модели двух-трехлетней давности, и то незначительно.

Фото: Samsung

Ответ на заглавный вопрос для человека, незнакомого с темой, звучит несколько ошеломляюще: потому что телевизоры по своему устройству и вложенным в него технологиям значительно сложнее типичного смартфона. Те модели неизвестных фирм, что продаются в условном «Ашане», да, сравнимы по конструкции с недорогими смартфонами, но флагманские модели телевизоров вроде Samsung Neo QLED 8K сложнее самых дорогих смартфонов на рынке, а Samsung QN900A — это вообще один из самых сложных и передовых телевизоров, когда-либо созданных.

Уникальный многослойный экран

Как известно, сегодня даже смартфоны среднего класса снабжаются OLED-экранами, то есть матрицами с органическими светодиодами, которые, к слову, в большинстве поставляет Samsung. В телевизоры тоже ставят такие матрицы, но отнюдь не во все модели — львиную долю телевизоров в мире оснащают дисплеями на основе жидких кристаллов. Причины просты — они ярче и надежнее. OLED-телевизоры, несмотря на высокую контрастность, не могут создавать яркое изображение по всему экрану, только на отдельных участках и очень ненадолго, но главное, они выгорают на статичных участках изображения, которых много в ТВ-сигнале: логотипах, полосах и т. п. За десять лет, что производятся OLED-модели, эти проблемы так никто и не смог решить.

Поэтому Samsung несколько лет назад предложил им альтернативу — QLED-телевизоры. Это модели с ЖК-матрицами, но сложной подсветкой с использованием квантовых точек, которые хитро вписаны в структуру экрана. Они демонстрируют столь же большую, а точнее, бесконечную контрастность изображения, столь же глубокий черный цвет, но при этом не выгорают, а по яркости занимают первое место среди всех дисплеев для домашнего применения. Упомянутая модель Samsung QN900A — это вершина линейки Neo QLED с уникальными характеристиками и деталями, которых нет больше ни в одном телевизоре на свете.

Экран

Фото: Samsung

В видеотехнике, а особенно среди телевизоров, сегодня из-за унификации почти не осталось уникальных моделей — их могут позволить себе лишь крупнейшие компании, сами производящие большинство компонентов к своим моделям. Samsung — одна из них. Ее модели с индексом QN900A — единственные в мире, у которых рамка по периметру экрана не просто тонкая, а отсутствует вовсе. Официально ее толщина составляет 0,8 мм, но большая часть этого значения приходится на толщину перфорированного корпуса. Нерабочей, то есть неосвещаемой, части у экрана фактически нет — Samsung специально для этой серии телевизоров создал специальные матрицы. Из-за них такие модели выглядят техническим чудом — даже у самых дорогих и продвинутых смартфонов и всех остальных телевизоров есть хоть какая-то рамка по периметру экрана, если сама матрица не завернута на торец, как у смартфонов Samsung. Да и телевизор с таким ультимативным решением выглядит совершенно по-другому. Будучи включенным, он фактически и становится изображением, его дизайн предельно минималистичен и потому выглядит безупречно. Впечатление усиливает еще и то, что при настенном креплении Samsung QN900A в отличие от всех прочих вплотную прилегает к поверхности без каких-либо зазоров, то есть идеально.

За его матрицей — многослойная структура подсветки. Определяющую роль в ней играют миниатюрные светодиоды, которые в 40 раз меньше обычных, поэтому ее все и зовут MiniLED, но в QN900A они особые как по мощности, так и по спектру. Последнее важно, потому что освещают экран в QLED-телевизорах не только сами светодиоды, а специальный светоизлучающий слой, находящийся между ними и матрицей. По площади он примерно на два порядка больше, чем у всех светодиодов в обычной подсветке, поэтому Neo QLED-телевизоры и получаются рекордно яркими. У QN900A пиковая яркость достигает 4000 нит. Для сравнения: у лучших OLED-моделей пиковая яркость — 800 нит максимум, а постоянная — 150. Кроме того, именно в упомянутом светоизлучающем слое у Samsung расположены квантовые точки — микроскопические частицы, которые под воздействием света начинают генерировать собственное излучение тех цветов, которых обычно нет ни у светодиодов, ни у других излучателей. Они очень дороги в производстве, но именно они делают краски на изображении максимально насыщенными, доводя общий объем цветов до максимума. А будучи расположенными в этом слое, они еще и работают все время, а не только на максимальной яркости, как у других аппаратов. При этом, правда, их нужно и намного больше для такого телевизора, что ощутимо повышает его стоимость, но иначе впечатляющего по качеству изображения не добиться.

Электроника

Фото: Samsung

Другой аспект — важность электронных вычислений. Считается, что телевизору нужно лишь декодировать поступающие на него сигналы и отображать полученную картинку на экране, но это совершенно не соответствует действительности. Даже раньше, в эпоху маленьких разрешений матриц большинство видеосигналов приходилось предварительно обрабатывать по нескольким параметрам, а сегодня, чтобы изображение выглядело качественным, для обработки нужны силы совсем иного порядка, а требования постоянно растут. Это на экране смартфона любое видео из интернета будет смотреться вполне сносно, но на 75-дюймовом телевизоре для этого мало даже адаптивного изменения настроек обработки, то есть искусственного интеллекта, как его часто называют. Чтобы даже обычные телепередачи или фильмы независимых режиссеров из on-line-кинотеатров, идущие в формате Full HD, смотрелись впечатляюще на 8К-экране шириной полтора метра, Samsung применяет для обработки 16 так называемых нейросетей. На деле это не совсем сети — интернет для обработки видео в телевизоре не используется, но более емкого названия пока не придумали. В реальности высшие модели Samsung используют 16 независимых адаптивных алгоритмов обработки, которые, как в фотошопе, преобразуют каждый кадр любого видео, то есть они задействуют как бы 16 искусственных интеллектов одновременно. Они анализируют входящий сигнал по нескольким десяткам параметров и, разбивая его на характерные объекты, обрабатывают их индивидуальным образом, где-то увеличивая резкость, где-то убирая шум, не путая его с песком или подобными объектами, а где-то, наоборот, разглаживая плавные переходы, чтобы закаты выглядели как в жизни, с миллиардом оттенков на небе.

Здесь может возникнуть закономерный вопрос: зачем так усложнять этот процесс, повышая разрешение до 8К? Не проще ли остановиться хотя бы на 4К? Ответ прост: этого требуют сами потребители, которые привыкли не видеть пикселей на экранах смартфонов, планшетов и ноутбуков, а теперь хотят и на телевизорах смотреть на столь же слитное непикселизованное изображение.

Уникальное управление

Топовые телевизоры даже на уровне управления отличаются от смартфонов. Самые крупные производители ТВ-техники не применяют программное обеспечение от Google, Apple и других монополистов — у них собственные операционные системы. У Samsung — тоже. В своих телевизорах он применяет Tizen. Это более затратно, но нужно прежде всего из-за безопасности. И дело не только в отсутствии проблем с вирусами — это дает возможность быть независимым от сторонних производителей софта, подстраивая ПО под собственные нужды и быстрее реагируя на тренды. В свое время именно Samsung благодаря своему ПО дал жизнь Smart-телевизорам — до него все попытки сделать их умными не имели успеха. А вскоре он предоставил и самый большой выбор приложений среди всех умных моделей на рынке.

Сегодня самые передовые видеотехнологии сосредоточены в игровой сфере, и Samsung тут опять в лидерах — его телевизоры поддерживают все актуальные форматы вроде автоматической синхронизации с видеокартами, переменной частоты обновления картинки и, конечно, автоматического переключения в игровой режим с низкой задержкой вывода изображения.

Широкая экосистема

Естественно, собственное ПО в телевизорах позволяет сделать из них многофункциональные устройства, а не предназначенные лишь для просмотра ТВ-передач и кино.

Для того чтобы транслировать контент с экрана смартфона на экран ТВ, достаточно легко прикоснуться смартфоном к краю телевизора, активировав функцию Tap View. Так удобнее смотреть и семейные фото, и видео из социальных сетей. Не можете определиться, что смотреть в данную минуту? В режиме Multi View экран делится на несколько (до четырех) зон, в каждой из которых можно отображать разный контент, в том числе от нескольких подключенных устройств. Например, в одном окне — футбольный матч, в другом — турнирная таблица, а в третьем — лента Twitter, где ваши знакомые делятся впечатлениями от игры.

В общем, сегодня телевизор — это нечто большее, чем экран с ТВ-тюнером. Чтобы соответствовать нынешним реалиям, он постоянно становится сложнее, а поэтому и дороже, но с каждым разом заметно лучше по качеству изображения, звука, а также интерактивным и игровым возможностям. Дешевле становятся только самые простые модели, в которых всего этого нет.

on-line – онлайн

smart - смарт

Вся лента