Экскаваторы отрываются
Рынок спецтехники вырос в 1,5 раза в первом полугодии
Российский рынок спецтехники в первом полугодии вырос в полтора раза, до 9,6 тыс. машин. Однако Ассоциация европейского бизнеса говорит о необходимости как минимум утроить объемы продаж, чтобы покрыть потребности в технике. Аналитики согласны, что российский парк спецмашин устарел, но видят проблему в невозможности для некоторых регионов позволить себе новую технику.
Российский рынок дорожно-строительной и спецтехники в январе—июне вырос на 50,6%, до 9,6 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (учитывают данные импортеров, которые представляют около 80% сегмента). Наиболее активно спрос рос во втором квартале — на 74,4%, до 5,6 тыс. машин, тогда как за первые три месяца 2021 года было реализовано только 3,7 тыс. единиц техники, что на 26,4% выше, чем годом ранее.
«Второй квартал показал очень динамичное восстановление рынка. Рост спроса почти на 75% с лихвой отыгрывает падение, вызванное пандемией»,— отмечает глава профильного комитета ассоциации, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов.
Несмотря на общую позитивную динамику, продажи в дорожном сегменте сократились. Так, на 5% в первом полугодии снизились продажи гусеничных асфальтоукладчиков (до 139 штук), хотя во втором квартале сегмент вышел в рост (на 5,4%). Аналогичная ситуация по пневмоколесным каткам (падение на 13%, до 13 штук) и двухвальцевым вибрационным каткам (на 25%, до 117 машин). В то же время сегмент таких одновальцевых машин в плюсе сразу на 181% (216 штук).
Остальной рынок показал положительные результаты. На 128% за шесть месяцев выросла реализация сочлененных самосвалов (153 машины), самосвалов с жесткой рамой — на 104%, до 137 штук, гусеничных тракторов — на 60%, до 762 машин. Сегмент экскаваторов-погрузчиков увеличился на 58%, до 2,4 тыс. единиц, колесных экскаваторов — на 57%, до 452 штук, гусеничных экскаваторов — на 53%, до 2,8 тыс. машин. Реализация колесных погрузчиков выросла на 44%, до 1,4 тыс. штук, погрузчиков с бортовым поворотом — на 25%, до 665 штук, самоходных грейдеров — на 52%, до 446 штук.
Спрос поддержали, в частности, значительный отложенный спрос и необходимость замены устаревшего парка машин, говорит Андрей Комов.
Одновременно нехватка компонентов и материалов у производителей вызвали дефицит свободных машин на рынке. Рост цен практически на любое сырье стимулировал добывающие компании увеличить производство и инвестировать в новую технику, продолжает господин Комов: «И конечно же, рост финансирования инфраструктурных проектов добавил позитива».
Отечественные машиностроители, говоря в том числе об эффекте отложенного спроса, в первом полугодии нарастили продажи более скромно, чем весь рынок,— на 36% (см. “Ъ” от 28 июля). Они говорили о давлении со стороны китайских производителей, которые активно представлены, например, в сегменте погрузчиков. Импортеры из Китая действительно резко увеличили импорт в РФ на фоне пока не реализованных планов правительства по увеличению утильсбора. В АЕБ подчеркивают, что в абсолютных величинах объем российского рынка спецтехники все еще мал и «масштабы страны требуют как минимум утроения объемов рынка». Там выражают надежду, что «рост не будет искусственно остановлен мерами регуляторного воздействия, например, увеличением утильсбора, который анонсировал Минпромторг в начале года».
Объемы рынка остаются меньше, чем в докризисные 2012–2013 годы, средний возраст эксплуатируемых в РФ спецмашин растет, так как потребность в обновлении закрывается старым парком, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, отмечая, что это происходит при росте объемов строительства.
Многие регионе не могут позволить себе новую технику, добавляет он, при этом ценовая конъюнктура в добывающих отраслях и жилищном строительстве позволяет закупать технику более активно, чем в дорожном строительстве.