Четыреста восемьдесят минут российского кино
Открывается кинофестиваль в Локарно
4 августа открывается 74-й Международный кинофестиваль в Локарно. Богатый мировыми и международными премьерами, он обращает на себя внимание необычно обширным присутствием российского кино. Этот факт и другие особенности открывающегося фестиваля комментирует Андрей Плахов.
С начала пандемии это будет первое крупное кинособытие в Швейцарии, доступное для публики, профессионалов и зарубежных гостей. Однако их соберется значительно меньше: по предварительным подсчетам, аудитория сократится на 30 процентов, а кинотеатры будут заполнены на две трети. Это относится и к главному локарнскому аттракциону — вечерним показам под открытым небом на живописной Пьяцца-Гранде, где в былые времена рассаживалось до восьми, а то и до десяти тысяч зрителей. Попасть на любой фестивальный показ теперь можно будет, только заранее зарезервировав место и предъявив документ о вакцинации. Тем, у кого его нет или кто привит не признанным в Швейцарии «Спутником», придется каждые 48 часов сдавать ПЦР-тест.
Между тем участников и гостей из России ожидается немало. Раньше это было скорее правилом. Еще на самом первом фестивале в Локарно в 1946 году приз за операторскую работу был присужден Эдуарду Тиссэ и Андрею Москвину, снявшим эйзенштейновского «Ивана Грозного». Позднее здесь награждали фильмы Бориса Яшина, Алексея Германа, Николая Досталя, Лидии Бобровой, Валерия Огородникова, Алексея Мизгирева, Юрия Быкова и других российских режиссеров. «Золотых леопардов» за творческую карьеру были удостоены Марлен Хуциев, Кира Муратова и Александр Сокуров. С Локарно началось международное признание Сокурова: в 1987-м он получил здесь приз за «Одинокий голос человека». А еще раньше «Андрей Рублев» начал свое триумфальное шествие по экранам мира именно с Локарно, где Андрей Тарковский возглавлял жюри в 1972 году. Наконец, в 2000-м в Локарно прошла огромная ретроспектива «Неизвестное советское кино»; она собрала многие находившиеся в тени или на полке шедевры прошлых десятилетий.
Дважды российские фильмы были отмечены главным призом фестиваля «Золотой леопард». Второй раз это произошло в перестроечном 1990-м («Случайный вальс» Светланы Проскуриной), а впервые — в 1969-м. Тогда одного из четырех «Золотых леопардов» получила картина «В огне брода нет» Глеба Панфилова. И вот спустя более чем полвека Панфилов возвращается в Локарно с новой работой — «Сто минут» («Сто минут из жизни Ивана Денисовича») по мотивам рассказа Александра Солженицына. Фильм будет показан на Пьяцца-Гранде: привилегия, которая обычно предоставляется картинам масштабным и зрелищным, способным держать внимание большой аудитории. Из российских здесь показывали «Город Зеро» Карена Шахназарова и «Олигарх» Павла Лунгина.
Памятен также нестандартный случай, когда в здешнем конкурсе было представлено сразу два наших фильма — «Облако-рай» Николая Досталя и «Ой, вы, гуси…» Лидии Бобровой. Это было ровно 30 лет назад, на гребне перестройки. И вот в этом году сюжет повторяется: опять в конкурсе из семнадцати фильмов два российских — «Медея» Александра Зельдовича и «Герда» Натальи Кудряшовой. При том, что эти режиссеры представляют два разных пола и поколения, их фильмы перекликаются уже названиями: два женских имени и два стоящих за ними мифологических архетипа. Кроме того, в программе «История/истории кино» включен фильм «Расторгуев» Евгении Останиной о документалисте Александре Расторгуеве, трагически погибшем в Центральноафриканской Республике.
В общей сложности метраж российских картин, отобранных для показов в Локарно, составит 480 минут, или 8 часов.
А еще три года назад мы сетовали, что в программе Локарно становится все меньше участников из России. На фестивале 2018 года страна была представлена только 12-минутным фильмом в молодежной секции «Леопарды будущего». Впрочем, и другие фестивали, проснувшиеся после карантина, охотно берут наши картины — и Канн, и Венеция, и Карловы Вары, и Сан-Себастьян. Эксперты пытаются найти объяснение этому феномену. А дело скорее всего в том, что в России многое, как обычно, происходит вопреки обстоятельствам. Не исключено, что как раз эти обстоятельства (ограничения, связанные с эпидемией, и чувство цензурного давления на культуру) вызвали всплеск творческой активности.
В этом году на фестивале в Локарно произошла смена руководства. Позицию художественного руководителя и главного куратора вместо Лили Хинстин занял Джиона А. Надзаро, автор киноведческих работ, посвященных «фильмам кунфу» и восточным мастерам жанрового кинематографа. Его считают «экспертом по боевикам» и видят отражение этого в программе, где фигурирует жанровая классика — «Терминатор», «Робокоп» «Схватка» и «Звездный десант». А показы на Пьяцца-Гранде откроются вечером 4 августа премьерой итальянского триллера «Бекет» режиссера Фердинандо Чито Филомарино.