Сеул и Пхеньян взялись за трубки мира
Южная Корея и Северная Корея возобновили контакты
После более чем годичного перерыва Южная Корея и Северная Корея восстановили каналы связи, отключенные летом прошлого года на пике обострения отношений между двумя странами. Как заявили в понедельник южнокорейские источники, инициатором нового потепления стал председатель КНДР Ким Чен Ын. Делая примирительные шаги, Пхеньян предупреждает: сорвать нормализацию могут намеченные на август американо-южнокорейские маневры. Перед руководством Южной Кореи стоит непростая задача: не поддаться давлению Севера и провести плановые маневры с США, не допустив при этом новой эскалации на Корейском полуострове.
Решение о восстановлении бездействовавших с июня прошлого года каналов связи между Сеулом и Пхеньяном, о котором было официально объявлено 27 июля, стало главной новостью на Корейском полуострове, породив новые осторожные надежды на начало нормализации двусторонних отношений.
Как заявил, ссылаясь на информацию южнокорейских спецслужб, секретарь парламентского комитета по делам разведки Ким Бён Ги, о восстановлении связей еще весной этого года южнокорейскую сторону запросил председатель КНДР Ким Чен Ын. По данным южнокорейской разведки, на которые ссылается Ким Бён Ги, за прошедшие месяцы лидеры двух стран дважды обменялись официальными посланиями и договорились «восстанавливать доверие и межкорейские отношения».
После обнародования решения о восстановлении контактов между Сеулом и Пхеньяном вновь заработали четыре из пяти линий связи, пятая линия — между разведывательными органами двух стран — предположительно, действовать не прекращала.
Подробности того, как работают линии межкорейской связи в первую неделю после их реактивации, сообщило агентство Yonhap со ссылкой на источники в южнокорейском правительстве. С момента восстановления каналов связи стороны регулярно созваниваются два раза в день — в 9:00 и 16:00 по местному времени. «Северная Корея ежедневно в 9:00 отправляет факс-сообщение, в котором содержится подробная информация об иностранных рыболовных судах, незаконно действующих в Желтом море, указывается их количество и точное местоположение»,— заявил собеседник агентства.
По его словам, Сеул делился с Пхеньяном своей информацией по этому вопросу и пока данные сторон во многом совпадают. В частности, совместными усилиями уже удалось выяснить, что большинство рыболовецких судов, занимающихся незаконным промыслом в Желтом море, принадлежат Китаю.
Восстановление контактов между Сеулом и Пхеньяном вызвало новый всплеск дипломатической активности в регионе с участием ведущих внешних игроков, от которых зависит ход межкорейского урегулирования.
Спецпредставитель МИД Южной Кореи по вопросам мира и безопасности на Корейском полуострове Но Гю Док в понедельник провел телефонные переговоры с директором департамента по делам Азии и Океании МИД Японии Такэхиро Фунакоси, обсудив с ним возобновление усилий по продвижению к полной денуклеаризации КНДР и установлению прочного мира на Корейском полуострове. Кроме того, Но Гю Док обсудил развитие ситуации в отношениях между Севером и Югом с новым спецпредставителем США по КНДР Сом Кимом, назначенным на должность в мае этого года.
После решения о восстановлении связей между двумя Кореями главный вопрос состоит в том, как далеко будут готовы зайти обе стороны для нормализации отношений, а также возможно ли в обозримом будущем возобновление диалога по денуклеаризации и проведение новой встречи южнокорейского президента Мун Чжэ Ина и северокорейского лидера Ким Чен Ына.
Комментируя последние события в отношениях с Сеулом, сестра Ким Чен Ына, заместитель заведующего отделом ЦК Трудовой партии Кореи Ким Ё Чен призвала не преувеличивать значение восстановления каналов связи и пока воздерживаться от общественного обсуждения темы нового саммита. «Я считаю, что это преждевременные и легкомысленные суждения. Восстановление линий связи — это всего лишь физическое соединение разорванных каналов, я считаю неправильным придавать этому больший смысл. Опрометчивые догадки и беспочвенные интерпретации принесут только разочарование»,— заявила Ким Ё Чен. Она также обратила внимание на то, что состоявшаяся три года назад личная встреча лидеров двух стран, несмотря на возлагавшиеся на нее большие надежды, не принесла прорыва, и более того, вслед за ней двусторонние отношения вступили в полосу острейшего кризиса.
В июне прошлого года ситуацию в отношениях двух стран дестабилизировали не контролируемые официальным Сеулом южнокорейские неправительственные организации, выступающие за проведение жесткого курса по отношению к северному соседу и «диктатору Киму». Именно они организовали отправку в КНДР воздушных шаров с пропагандистскими листовками. В ответ в Пхеньяне сообщили о полном разрыве всех линий связи с Югом, включая военные каналы и специальную линию между высшим руководством. Вскоре после этого, 16 июня, Северная Корея взорвала само здание межкорейского координационного бюро в промышленном комплексе Кэсон.
Между тем новым дестабилизирующим фактором, грозящим вернуть Сеул и Пхеньян к прежней конфронтации, могут стать намеченные на август ежегодные американо-южнокорейские маневры. Об этом прямо заявила сестра Ким Чен Ына, предупредив, что предстоящие учения не останутся без последствий. «В последние несколько дней я постоянно слышу тревожные новости о том, что Южная Корея и США проведут плановые совместные учения. Я считаю, что это, несомненно, причинит сильный ущерб воле руководителей Южной и Северной Кореи, желающих снова сделать шаг к восстановлению доверия»,— заявила Ким Ё Чен, по словам которой проведение учений «в невоенное время» будет означать неготовность Сеула к «принятию мужественных решений» и нормализации отношений с Пхеньяном.
Делающий ставку на нормализацию отношений с КНДР президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин оказался в непростой ситуации.
С одной стороны, в силу союзнических отношений с США, разместивших в стране свой многотысячный контингент, полностью отказаться от плановых учений южнокорейская сторона не сможет, с другой — Сеулу предстоит найти решение, которое минимизирует новые риски в отношениях с Пхеньяном.
Как сообщил официальный представитель Минобороны Южной Кореи Пу Сон Чан, окончательное решение о времени и формате маневров пока не принято. По его словам, «Южная Корея и США продолжают тесные консультации по этому вопросу».
В свою очередь, представитель южнокорейского Министерства объединения Ли Чжун Чу заявила, что Сеул намерен решать вопрос об учениях «мудрым и гибким» образом. «Маневры Южной Кореи и США не должны использоваться как повод для усиления напряженности на Корейском полуострове ни при каких обстоятельствах»,— подчеркнула Ли Чжун Чу, не уточнив, какое решение может стать компромиссным.
Между тем источники в Минобороны страны, на которые ссылается агентство Yonhap, сообщили, что наиболее вероятным сценарием в итоге может стать уже опробованный в предыдущие годы онлайн-формат в виде компьютерной симуляции командно-штабных учений без реальных тренировок и привычной игры мускулами у берегов Северной Кореи, способной в очередной раз вызвать гнев Пхеньяна.