Год на остановку
За двенадцать лет в Петербурге могут ввести дюжину станций метро
До 2032 года в Петербурге могут быть построены и введены 12 станций метрополитена. Актуальную программу развития подземки до 2045 года администрация Петербурга готовит перед выходом на рынок нового подрядчика — АО «Метрострой Северной столицы». Впрочем, масштабные планы дополнительного ввода станций до 2032 года и за пределами этого срока остаются туманными и во многом зависят от объема финансирования, говорят собеседники “Ъ”.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) получил от подрядчика ОАО «Ленметрогипротранс» (ЛМГТ) материалы по подготовке программы строительства и реконструкции метрополитена до 2045 года в Санкт-Петербурге, сообщили “Ъ” в ведомстве, оставив без комментариев сроки возведения станций, их количество и стоимость работ. Предыдущая схема развития метро была опубликована в конце 2018 года и предполагала развитие до 2030 года. В мае 2021 года комитет разместил конкурс на актуализацию планов строительства. Необходимость понимать объемы работ может быть связана с тем, что региональные власти пытаются получить финансирование из средств ФНБ на развитие метро в городе, а также определить перспективную загрузку нового игрока рынка метростроения — АО «Метрострой Северной столицы» (компания учреждена в октябре 2020 года, подконтрольна банку ВТБ и правительству Петербурга). Собеседники “Ъ” в строительной отрасли не раз отмечали, что ввод новых станций тормозят скромные бюджетные ассигнования, а иногда их нерегулярность.
Завершить работу над программой развития метрополитена до 2045 года планируется в декабре 2022 года, однако основные параметры были представлены комитету уже в этом июле. До апреля следующего года ведомство может их корректировать. В КРТИ добавили, что подрядчик изменяет документацию по замечаниям заказчика, эта работа будет завершена к сентябрю. В ЛМГТ “Ъ” сообщили, что точно определены планы по вводу 12 станций в ближайшие 12 лет — до 2032 года. Открыть планируется «Театральную» и «Горный институт» в центре, «Казаковскую» и «Путиловскую» на юго-западе (эти четыре станции планировали ввести раньше), затем «Яхтенную», «Планерную», «Шуваловский проспект», «Броневую», «Заставскую», «Кудрово», «Боровую» и «Каретную». «До 2032 года могут быть осуществлены дополнительные проекты, но по их финансированию нет ясности. То же самое касается планов по объемам строительства до 2045 года: все они подвержены денежным средствам, которые готово будет выделить региональное и федеральное правительство»,— заявили в ЛМГТ.
По данным “Ъ”, группа ВТБ заявляла о необходимости выделения ежегодно около 15 млрд рублей из бюджета Петербурга на финансирование строительства метро. Предполагается, что предприятие продолжит строительство подземки в Петербурге вместо ОАО «Метрострой» (принадлежит семье Александровых и городу), в отношении которого в настоящее время введена процедура наблюдения.
Стоимость строительства семи станций метро и одного метродепо в Петербурге к 2024 году может составить 202 млрд рублей, сообщал ранее губернатор города Александр Беглов. Также сообщалось, что АО «Метрострой Северной столицы» планирует до 2032 года построить в Петербурге не менее восьми станций метрополитена и 20 км новых линий метро. Правительство РФ рассматривает возможность присвоения АО «Метрострой Северной столицы» статуса единственного исполнителя в вопросах проектирования, строительства и реконструкции петербургского метрополитена.
Анонсируемые темпы развития метро постоянно обновляются: в 2019 году на посту врио губернатора Петербурга Александр Беглов заявлял, что стоит задача ввести в эксплуатацию к 2032 году 29 станций метрополитена. «Для того чтобы выдержать этот темп, нам нужно ежегодно тратить на строительство метро порядка 30 млрд рублей, и эти деньги мы найдем в любом случае. Мы уже заложили эти средства на 2020 и 2021 годы»,— отмечал глава города. Однако на фоне падения доходов города из-за пандемии коронавируса, кризиса на нефтяном и финансовом рынке средства бюджет секвестировали и сократили расходы на метростроение.