Над Павлом Грудининым сгущаются доказательства
ЦИК принес в суд новые документы в обоснование снятия бизнесмена с выборов в Госдуму
Верховный суд во вторник перенес на 9 августа рассмотрение жалобы бизнесмена Павла Грудинина на решение Центризбиркома (ЦИК) о его исключении из думского списка КПРФ из-за доли в белизском офшоре Bontro Ltd, чтобы дать участникам процесса ознакомиться с новыми документами. Среди них — представленное ЦИКом решение Верховного суда Белиза о восстановлении деятельности Bontro в 2020 году. По версии бизнесмена, он вышел из этой компании еще в 2017 году, а в 2018 году новый владелец ее ликвидировал. При этом суд удовлетворил два ходатайства КПРФ о предоставлении ЦИКом и прокуратурой дополнительных документов, подтверждающих подлинность сертификата о восстановленной компании.
Как сообщила “Ъ” представляющая КПРФ в суде Ирина Филатова, она рассчитывала, что 3 августа пройдет лишь предварительное заседание, однако судья Алла Назарова начала слушать дело по существу. «Заслушали позиции сторон, это было очень интенсивно: судья вникала в детали, не занимая позицию какой-то стороны, смотрела документы, проверяла каждую букву и задавала много вопросов,— рассказала госпожа Филатова.— У меня очень положительное мнение, нам никто не препятствовал, и мы очень свободно высказывали свое мнение».
Напомним, решение об исключении директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павла Грудинина из списка КПРФ на выборах в Госдуму, где он занимал третье место, ЦИК принял 24 июля на основании письма Генпрокуратуры. Она выяснила, что господин Грудинин владеет 16 667 акциями в белизском офшоре Bontro Ltd. Проверка была проведена по жалобе экс-супруги бизнесмена Ирины Грудининой, сообщившей о сокрытии бывшим мужем иностранных активов, владеть которыми кандидатам запрещено. Никаких документов к письму в ЦИК она не приложила.
Павел Грудинин утверждает, что вышел из Bontro в 2017 году, а в 2018-м новый владелец ее ликвидировал.
Но адвокаты госпожи Грудининой сообщили, что ликвидация офшора была запущена в период судебного процесса по разделу совместно нажитого имущества, что запрещено законами Белиза, поэтому им удалось оспорить отчуждение акций и ликвидацию офшора в белизском суде и восстановить компанию в реестре. Господин Грудинин 26 июля заявил «Эху Москвы», что о восстановлении Bontro Ltd «никто знать не мог», а бракоразводный процесс начался через два года после отчуждения акций.
КПРФ в своем иске, поданном в Верховный суд 30 июля, отмечает, что прокуратура получила сведения от компании «Пруденшиал Траст Корпорейшн Лимитед», которая не являлась реестродержателем Bontro Ltd. Истцы также обращают внимание, что ЦИК проигнорировал письмо от ФНС, в котором говорилось об отсутствии у Павла Грудинина по состоянию на 22 июля открытых счетов в иностранных банках, хотя бездокументарные акции не существуют без размещения на счете. Также коммунисты полагают, что представленная Генпрокуратурой в ЦИК информация «получена с нарушением установленного порядка, требует проверки и не может быть признана достоверной», так как не была заверена апостилем и на ней отсутствует подпись «директора, секретаря, уполномоченного должностного лица или агента», как того требует белизское законодательство.
По словам Ирины Филатовой, на заседании 3 августа суд удовлетворил два ходатайства истцов.
Одно из них — об истребовании у ЦИКа дополнительных доказательств, так как решение было принято на основании ответов из Генпрокуратуры и ФНС. «Эти документы были озвучены и частично обнародованы на заседании ЦИКа 24 июля, но в виде слайдов, и мы до сих пор на руки их не получили. Сегодня большая часть этих документов была представлена, но мы еще кое-что попросили»,— пояснила госпожа Филатова.
Второе ходатайство, по ее словам, касалось запроса документов из Генпрокуратуры: «Непонятен источник, где они могли взять эти документы за семь дней. Белиз — это офшорное государство, и его смысл — в конфиденциальности всего, там происходящего. Документы не предоставляются за семь дней. Мы, со своей стороны, сделали запросы, и нам на это (получение ответа.— “Ъ”) озвучили срок в полтора-два месяца. Там никто не бегает так». При этом сторона ответчика «очень сильно сопротивлялась в этой части и очень не хотела визуализировать, опубличивать и обнародовать эти сведения», добавила адвокат.
ЦИК на суде представляли его члены Константин Мазуревский и Наталья Бударина.
«Наша позиция основывалась и основывается на официальных документах, полученных нами из Генпрокуратуры, о том, что кандидат Грудинин владеет акциями иностранной компании Bontro Ltd. Эти материалы мы предоставили сегодня в Верховный суд»,— рассказал “Ъ” господин Мазуревский.
Госпожа Бударина по окончании заседания уточнила «Известиям», что в качестве доказательств ЦИК предоставил суду апостилированный сертификат о владении господином Грудининым 16 667 акциями Bontro Ltd от 25 сентября 2020 года, а также решение Верховного суда Белиза, принятое во исполнение решения суда подмосковного города Видного о разделе имущества между супругами Грудиниными, в соответствии с которым деятельность Bontro восстановлена и ее новым реестродержателем и регистрирующей компанией является «Пруденшиал Траст Корпорейшн Лимитед».
На заседании 3 августа присутствовали только представители КПРФ и ЦИКа, Ирину Грудинину к делу не привлекли. В итоге судья приняла решение перенести рассмотрение иска на 9 августа, чтобы дать возможность участникам процесса ознакомиться с новыми документами.
Льву Шлосбергу припомнили митинг в поддержку Алексея Навального
Псковский областной избирком отказался регистрировать кандидатом в региональное заксобрание действующего депутата Льва Шлосберга, возглавляющего список партии «Яблоко», из-за причастности к деятельности экстремистской организации. Как сообщает пресс-служба партии, по той же причине комиссия отказала и другому «яблочнику» из списка — Николаю Кузьмину.
Как сообщил ТАСС со ссылкой на источник в областном избиркоме, оба кандидата исключены из списка на основании проверки, которая выявила их связь с общественным объединением, «осуществляющим экстремистскую деятельность». «У нас был ответ из управления Минюста. Они указали на участие в акции, которая была организована общественным движением "Штаб Навального" (признано экстремистской организацией 9 июня.— “Ъ”)»,— сказала собеседница агентства.
Зампред псковского «Яблока» Дмитрий Пермяков, присутствовавший на заседании избиркома, предположил, что речь идет об акции 23 января в поддержку оппозиционера Алексея Навального. В тот день господина Шлосберга задержала полиция, а суд впоследствии оштрафовал его за организацию митинга на 20 тыс. руб. Политик вину не признал и заявил в суде, что вменяемые ему в протоколе нарушения не соответствуют действительности. «Я не организовывал шествие. В этот день мы с женой обедали в ресторане, вышли, увидели скопление людей, мы шли с этим скоплением, я не знаю организаторов мероприятия... Я понимал, что не согласовано и что важно перевести это шествие в рамки закона. Я увидел, что люди движутся в сторону "гайд-парка", в котором разрешены акции без уведомления. Я им предложил воспользоваться данным им правом. Я сделал то, что должны были сделать сотрудники полиции»,— пояснил в суде депутат.
Лев Шлосберг одновременно баллотируется и в Госдуму как лидер региональной группы федерального партсписка «Яблока» по Псковской и Тверской областям, и как кандидат по Ховринскому одномандатному округу Москвы. Столичный окружной избирком 3 августа зарегистрировал его кандидатом в депутаты Госдумы.