Цифра не вызывает доверия
Большинство россиян используют новые технологии на работе, но не верят им в жизни
Хотя уже две трети работающих россиян используют на работе компьютеры и интернет, уровень технологической готовности населения страны в целом остается низким. У граждан нет ярко выраженной технофобии — но даже те, кто активно использует цифровые инструменты, делают это недостаточно. И хотя внедрение цифровых навыков стимулируют работодатели, эта мотивация не затрагивает незанятое население.
Цифровой трансформации в России мешают недоверие населения к технологиям и сопутствующая ему низкая цифровая грамотность в защите персональных данных,— хотя до двух третей российских работников уже заняты в профессиях со средним уровнем цифровизации, констатируют эксперты Вышей школы экономики.
Так, по оценке Анны Лукьяновой из Центра трудовых исследований, приведенной в статье «Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда», в 2003–2018 годах в РФ значительно выросла доля занятого населения, использующего компьютеры и интернет.
В 2003 году большинство работающих — 79% мужчин и 52% женщин — были заняты в профессиях с низким уровнем цифровизации, 46% среди женщин и всего 18% среди мужчин — со средним, а «цифровые» рабочие места занимали менее 3% всех работников. К 2018 году картина радикально изменилась: профессии с низким уровнем цифровизации стали достаточно маргинальными, со средним уровнем — обеспечивали уже две трети занятости мужчин и женщин. Резко выросла и доля занятости в профессиях с высоким уровнем цифровизации, особенно среди женщин. При этом, отмечает Анна Лукьянова, наиболее интенсивно процесс цифровизации занятости шел между 2003 и 2007 годами, затем существенно замедлился — и фактически вышел на плато после 2017 года.
Впрочем, данные ИСИЭЗ Высшей школы экономики показывают, что различия в уровне цифровизации профессиональных навыков россиян отражают не только требования рынка труда, но и социально-психологические установки, измеряемые с помощью индексов технологической готовности (TRI).
Так, в ИСИЭЗ оценивают общий уровень технологической готовности опрошенных в ходе исследования как умеренный (среднее значение индекса TRI составляет 3,2 из 5) — что говорит как об отсутствии ярко выраженной технофобии, препятствующей применению новых решений в быту и на работе, так и о том, что есть сдерживающие факторы даже среди тех, кто активно пользуется интернетом.
Индекс технологической готовности также зависит от уровня цифровых навыков. Те, у кого их уровень низок, имеют пробелы даже в базовых компетенциях (коммуникация в интернете, работа с информацией и др.) и ожидаемо являются наиболее сложной для диффузии инноваций категорией. Несмотря на выраженный технооптимизм (среднее значение = 3,7), у пользователей этой категории нет внутренней мотивации к освоению новых технологий, даже если они могут быть полезны. В свою очередь, у продвинутых пользователей со специфическими ИТ-навыками ярко выражен не только технооптимизм, но и интерес к инновациям и стремление к их раннему освоению (3,8 против 3,1 в среднем).
Взаимная обусловленность недоверия россиян к технологиям и отсутствия опыта их практического использования, на которую указывают рассмотренные работы, вызывает вопрос о том, насколько их распространение можно стимулировать внедрением цифровых инноваций на государственном уровне. Возможно, развитие этих навыков более эффективно решается работодателем на рабочем месте, где за них предусмотрено непосредственное вознаграждение, а готовность получать часть госуслуг в электронном виде является следствием этого опыта, а не его причиной. Впрочем, очевидно, что наиболее нуждаются в государственном внимании те, кто в силу возраста или других ограничений не входит в число занятых и не имеет стимула осваивать цифровые навыки.