Лекарства прописали апелляционному суду
В Хакасии рассмотрят жалобы на приговор по делу ОПС
Как стало известно “Ъ”, Верховный суд Хакасии приступает к рассмотрению апелляционных жалоб на приговор по одному из самых крупных региональных уголовных дел последних лет — о созданном в республике ОПС, участники которого были признаны виновными в махинациях, совершенных в рамках закупок по госпрограммам медицинского оборудования и лекарств. Организатором ОПС был признан экс-руководитель администрации главы Хакасии Владимир Бызов, а его сообщниками — несколько республиканских чиновников и коммерсанты-поставщики. При этом чиновники от бизнесменов получали откаты в размере 10–20% стоимости контракта. Все фигуранты дела получили очень внушительные сроки. В своих жалобах осужденные настаивают на ошибках в квалификации действий фигурантов, кроме того, по мнению защиты, подобные уголовные дела возбуждаются потому, что нет четких критериев оценки стоимости контрактов и следствие определяет суммы якобы совершенных хищений произвольно.
Приписываемые чиновникам и коммерсантам хищения относятся к 2015–2016 годам. Тогда, говорится в материалах расследования, Владимир Бызов возглавлял администрацию главы республики и, пользуясь предоставленными ему управленческими возможностями, способствовал назначению нужных ему людей в чиновничьи структуры, которые занимались вопросами госконтрактов. В частности, речь идет об Игоре Арокине, Светлане Казаченко и Инге Мелузовой, которые были назначены на ответственные должности в ГКУ «Межведомственный центр закупок», а также бизнесмене Александре Гитере, получившем пост управделами администрации главы республики. После этого, по версии следствия, Бызов создал ОПС с целью хищения средств и получения взяток. В сообщество, по материалам дела, он вовлек ряд предпринимателей.
Следствие установило, что ОПС состояло из нескольких структурных подразделений.
Некоторые чиновники занимались подготовкой документации на проведение закупок, причем составлялась она таким образом, что выиграть тендеры могли только определенные фирмы. Другие обеспечивали бумаги, которые позволяли отбиваться от жалоб в антимонопольную службу. Коммерсанты, по материалам дела, за счет завышения расценок на лекарства и медоборудование похищали выделенные за закупки средства, но при этом делились со своими покровителями: как говорится в приговоре, чиновники получали откаты в размере 10–20% от стоимости контрактов.
Махинации, по версии следствия, были масштабными. Дело в том, что в Хакасии в то время реализовывалась крупная госпрограмма по обеспечению медицинских учреждений оборудованием и лекарствами. В нее вошли десятки работавших в республике медучреждений. По материалам обвинения, хищения совершались на разных поставках. Например, Евгению Рукосуеву, за которым числилось несколько фирм-поставщиков, вменялось в вину завышение цен на поставку средств дезинфекции, рентгенпленки и других недорогих товаров.
Всего по делу проходило десять человек. Им в зависимости от роли каждого вменялись в вину организация преступного сообщества или участие в нем, дача взятки или ее получение, особо крупное мошенничество (ст. 210, 290, 291 и 159 УК РФ). Трое фигурантов заключили сделки со следствием.
Как говорилось в материалах обвинения, участники ОПС похитили более 90 млн руб., аферы еще на полторы сотни миллионов предотвратили силовики. Чиновники получили взяток на 60 млн руб., дальнейшим вознаграждениям помешали аресты.
Все не признавшие вину фигуранты получили очень внушительные сроки: Бызов — 16 лет колонии, Гитер — 14 лет, Арокин — 9 лет, Ковалева — 8,5 года, а предприниматель Рукосуев — 9 лет. На всех наложили огромные штрафы, на погашение которых было направлено арестованное имущество фигурантов.
С приговором осужденные не согласились и обжаловали его в Верховном суде Хакасии. По данным “Ъ”, первое заседание назначено на ближайший четверг. Сами фигуранты и их защита считают квалификацию указанных в приговоре деяний неправильной, а действия следствия, по их мнению, совершались с многочисленными процессуальными нарушениями. Например, бизнесмен Рукосуев указывает, что в приговоре он называется то участником преступного сообщества, то сторонним взяткодателем. Отдельно осужденные и их адвокаты подчеркивают, что следствие, подсчитывая ущерб, оперировало цифрами, взятыми фактически «с потолка». Дело в том, что, оценивая размер предполагаемых хищений, следственные органы просто вычитают из суммы, заплаченной за поставку товара, его некую среднюю стоимость, которую находят обычно в интернете. Об этом осужденный предприниматель Евгений Рукосуев, например, написал в обращении к уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борису Титову и в «Деловую Россию».
«Любой предприниматель на примере моего подзащитного может потенциально оказаться привлечен к уголовной ответственности за участие в госзакупках,— сказал “Ъ” адвокат бизнесмена Дмитрий Панфилов.— В приговоре по эпизодам о мошенничестве судом сделан опасный вывод о способе установления ущерба именно в сравнении со средними ценами на аналогичные медицинские товары в других субъектах России. При этом не учитываются многие факторы — расстояния по логистике, скачки цен, колебание курса рубля, поскольку медицинское оборудование по большей части закупается за пределами России. Правоохранители пытались искусственно поднять показатели раскрываемости преступлений, потому обычная история о нарушениях при заключении госконтрактов превратилась сразу в несколько уголовных дел, а все причастные к ней стали членами организованного преступного сообщества. Часть деяний можно открыто назвать излишне вмененными в вину. Например, мой подзащитный считает, что максимум, о чем может идти речь,— ограничение конкуренции. Ранее Рукосуева уже оправдали по обвинениям о даче взятки и участии в организованном преступном сообществе. Надеемся, что суд апелляционной инстанции сможет разобраться в сложностях этого непростого дела и полностью оправдает нашего подзащитного и вынесет справедливое решение в отношении других фигурантов».