Как репутационный бизнес переживает пандемию?
То, о чем нельзя забывать даже в кризис
В условиях кризиса крупный бизнес, прежде всего, сокращает расходы на развитие, оптимизирует издержки на маркетинг, режет рекламные бюджеты. 2020 год не стал исключением, что привело к банкротству и уходу с рынка многих компаний. Пострадали, в том числе, и агентства, специализирующихся на управлении репутацией. Впрочем, этот сегмент рынка в очередной раз доказал, что его стоит рассматривать отдельно от рекламы и маркетинга, репутация – это то, о чем нельзя забывать даже в кризис.
9 из 10 опрошенных предпринимателей в сфере управления репутацией считают пандемию самым серьезным испытанием для своего бизнеса за последние годы, более 50% говорят о существенной просадке выручки, а почти три четверти рассказали о заморозке собственных проектов развития и выборе более консервативной стратегии в эти непростые времена. Прошедший год запомнился и рядом громких банкротств, поэтому уже сейчас можно говорить, что постковидный рынок точно будет другим.
О ситуации на российском рынке репутационного менеджмента мы поговорили с Дмитрием Лебедевым, генеральным директором одного из первых в России и самых заметных специализированных агентств, компании EpicCenter. Он так же называет пандемию самым тяжелым кризисом за последние годы, но подчеркивает, что агентству удалось справиться с проблемами даже при отсутствии серьезной поддержки со стороны государства и серьезно нарастить выручку.
«Репутационный бизнес имеет свою специфику, он существенно отличается от собственно рекламного, который всегда следует за экономикой в целом. Если в начале пандемии мы, как и все, испытывали трудности и столкнулись с работой в условиях неопределенности, то в дальнейшем смогли выйти на новую траекторию роста. В первом полугодии 2020 года компания показала прирост выручки 35% по сравнению с первым полугодием 2019, а по итогам первого полугодия 2021 году мы показали более чем двухкратный рост по сравнению с доковидными временами.», - рассказал господин Лебедев.
Отлаженные бизнес-процессы и активное использование технологий удаленной работы еще до пандемии позволили агентству пройти этот сложный период без особых потерь, в то время как целому ряду конкурентов пришлось уйти с рынка. Руководитель «Эпик Центр» добавил: «Все довольно просто: для нас по сути ничего не изменилось, не пришлось перестраиваться под новые условия, а спрос на услуги компании в период пандемии, после незначительной просадки, только возрос – вот и весь секрет».
«Компании-клиенты все чаще рассматривают репутацию как важнейший нематериальный актив, и даже в условиях падения выручки не готовы рисковать ей ради мнимой экономии и сиюминутных задач. Даже самые консервативные руководители постепенно переводят расходы на услуги по управлению репутацией в разряд «обязательных», - подчеркивает Лебедев. «В такой ситуации EpicCenter и другие лидеры рынка смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом».
Отраслевые эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что все меняется на наших глазах, и нынешний кризис открывает окно возможностей для компаний, способных лучше и быстрее всего адаптироваться к переменам. Кто же сможет этим воспользоваться – покажет время.