Магистрали оценили перспективы
Насколько целесообразно строительство новой скоростной железной дороги Москва—Санкт-Петербург
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва—Санкт-Петербург может оказаться убыточным проектом. “Ъ FM” обсудил с экспертами перспективы новой дороги, по которой добраться из одного города в другой можно будет за два часа. 3 августа Сергей Собянин согласовал проект строительства магистрали между Москвой и Петербургом. Ее общая протяженность составит 680 км, из которых 43 км будут проходить по столице. Как указано на сайте мэра, в Москве предусмотрено четыре остановки, а общее время в пути до Санкт-Петербурга не превысит двух с половиной часов. По планам Минтранса, первый поезд пройдет по новым путям в 2026 году. При этом собеседники “Ъ FM” отмечают, что пока у России нет даже необходимого подвижного состава, способного двигаться по такой магистрали. Насколько целесообразно развитие этого проекта? Разбирался Владислав Викторов.
Впервые планы построить высокоскоростную магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом власти озвучивали в начале 90-ых. С учетом масштабов страны подобные дороги назывались одним из самых перспективных направлений. Но с тех пор проект так и остался на уровне идеи, и вновь о нем активно заговорили только в 2020 году.
Хотя главный редактор газеты «Гудок» Алексей Харнас не видит в этом ничего удивительного, ведь он предполагает строительство дороги с нуля а значит и колоссальных затрат: «Предполагается, что трасса будет построена заново. Дело в том, что существующая инфраструктура, так называемый главный ход между Москвой и Петербургом достаточно сильно загружена. Там просто не найдется места для поездов, которые планируется пустить. Для сравнения, "Сапсан" сейчас чуть превышает 200–220 км/ч, принципиальной разницы в скорости, конечно, не будет.
Плюс сам по себе путь должен быть совершенно другим, ожидается, что на нем вообще не будет так называемых одноуровневых переездов».
Пока стоимость железной дороги оценивается почти в 2 трлн руб. Предполагается, что проходить она будет через Великий Новгород, что позволит дополнительно перевозить до 1 млн пассажиров. Против этого маршрута выступали экологи, поскольку он идет через несколько охраняемых природных территорий. Да и с учетом наличия дороги для «Сапсанов», строительство дополнительной скоростной магистрали не кажется целесообразным главе компании «Infoline-Аналитика» Михаилу Бурмистрову.
Он отмечает, что проект предполагает привлечение частных средств, а сделать это будет не так и просто: «Если говорить о конкуренции между малой трассой за 2 трлн и текущим вариантом, где речь идет о четырех часах, то вероятнее всего, новая трасса проиграет конкуренцию, потому что за эти полтора часа нужно будет достаточно серьезно заплатить.
Конкуренция с тем же воздушным транспортом, будет существенно более жесткой.
Как будут привлечены эти внебюджетные средства? Как будет обеспечиваться их окупаемость? Пока как бы это все понятным еще не выглядит».
Впрочем, некоторые собеседники “Ъ FM” отмечают, что высокоскоростная магистраль станет для России неким «пропуском» в клуб развитых стран, у которых такие дороги есть. По словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, выгода от этого прежде в том, что начнут развиваться и связанные с дорогой города: «Не стоит ждать эффекта от проекта ближайшие 10 лет. Сокращение времени движения между Москвой и Санкт-Петербургом влияет и на развитие агломераций, в том числе и Новгород, и Тверь будут себя по-другому чувствовать. Кроме того, у нас возникают дополнительные рабочие места, дополнительная синергия от товаропотоков».
Однако есть одна проблема. Несмотря на то, что по планам Минтранса магистраль могут запустить к 2026 году, самих поездов, которые подходят для такой дороги у России пока нет. Как уточняет Павел Иванкин, их разработка только ведется, так что в полную силу дорога заработает еще не скоро: «Я бы все-таки говорил о 2030-ом, с учетом того, что еще нет всех технологических решений, включая то, что у нас еще пока нет самого поезда. Инжиниринговое бюро создано совместно с Siemens, и в рамках него идет работа по разработке подвижного состава силами российских ученых, но с учетом опыта, который есть у немцев. Они говорят о 2024-ом, но если все пойдет хорошо, то, вполне возможно, мы какие-то наработки увидим в 2024 году, а сам поезд — ближе к 2026-му».
Что касается стоимости поездки, то по оценкам собеседников “Ъ FM” она должна быть как минимум в два раза выше, чем билет на «Сапсан». А их цена начинается от 2,5 тыс. рублей. Но тогда полет на самолете может оказаться выгоднее двух часовой поездки на поезде, а новая высокоскоростная магистраль рискует стать убыточным имиджевым проектом.