Верховный суд подтвердил возможность продавать на торгах единственное жилье банкрота
Кредиторы вправе продать на торгах единственное дорогое жилье банкрота, предложив ему взамен более скромную жилую недвижимость, сообщает Верховный суд России. Он впервые объяснил (.pdf) свое видение порядка изъятия единственного жилья у банкротов, после того как Конституционный суд РФ разрешил игнорировать иммунитет на сохранение единственного жилья за должниками.
Как сообщает «Интерфакс», в 2012 году КС РФ заявил, что правило по сохранению единственного жилья должника не должно распространяться на дорогостоящую недвижимость, и обязал законодателя выработать критерии определения «роскошности» жилья. Это так и не было сделано. В апреле этого года КС РФ объявил, что суды вправе сами решать, сохранять за должником единственное жилье или нет, а также определять порядок предоставления кредитором должнику замещающего жилья.
ВС РФ по итогам рассмотрения спора о единственном доме обанкротившегося бизнесмена из Хабаровского края Владимира Балыкова сформировал правила, которыми следует руководствоваться судам в подобных ситуациях.
Верховный суд разъяснил, что более скромное жилье взамен единственного «роскошного» гражданину-банкроту может приобрести не только кредитор, но и финансовый управляющий за счет средств конкурсной массы.
Конкурсная масса — это все имущество, имеющееся у должника на день рассмотрения заявления судом, за исключением того, на которое взыскание обращено быть не может.
При этом для обеспечения гарантированного Конституцией права должника и членов его семьи на жилище, условия сделки купли-продажи должны быть сформулированы так, чтобы право собственности на имеющееся жилье прекращалось не ранее возникновения права собственности на более скромное.
Также должна быть предусмотрена возможность прекращения торгов по продаже излишнего жилья в случае, если цена упала ниже той, при которой с учетом покупки нового жилья не произойдет эффективное пополнение конкурсной массы. Если покупкой жилья для банкрота занимается кредитор, он принимает на себя риски того, что выручка от «роскошной» недвижимости не покроет его затраты.
Также ВС РФ постановил, что вопрос о целесообразности таких сделок для погашения долга до обращения в суд должен обсуждаться на собрании кредиторов, которое созывается финансовым управляющим. И только после этого суд может утвердить условия и порядок предоставления замещающего жилья.
В июне впервые в России у гражданина, признанного банкротом, изъяли единственное жилье. По итогам банкротных торгов квартира Аркадия Поторочина была продана ООО «Правознай» за 8,25 млн руб. Мужчине предоставили взамен новую квартиру почти в пять раз меньше прежней.
Подробнее об изъятии единственной квартиры должника — в материале “Ъ” «Банкротство с выселением».