Цифровые технологии выходят в поля

Фото: Пресс-служба МТС

Перед агропромышленным сектором (АПК) России стоят амбициозные задачи. Сельхозпредприятия должны не только обеспечивать продовольственную безопасность страны, но и наращивать экспорт продукции. К 2025 году объем поставок товаров АПК из России должен составить $35,4 млрд.[1] Сегодня существует целый ряд высокотехнологичных цифровых сервисов, которые помогают аграриям достичь заявленных целевых показателей.

В 2020 году в России экспорт продукции АПК составил $30,5 млрд и впервые превысил импорт. Были полностью выполнены заявленные показатели по экспорту зерновых, продукции масло-жировой отрасли, пищевой и перерабатывающей промышленности. Не удалось достичь запланированных объемов экспорта мясной и молочной продукции, рыбы и морепродуктов. Импорт сельхозтоваров и продуктов питания за тот же период составил $29,8 млрд.

По государственной программе развития сельского хозяйства к 2025 году объем экспорта товаров должен увеличиться до $35,4 млрд. Справиться с поставленными задачами аграриям помогают современные технологии. С их помощью можно добиться высокой производительности труда и обеспечить контроль над производством на всех этапах.

Все под контролем

Одним из инструментов, позволяющих предприятиям АПК повысить конкурентоспособность, становится интернет вещей (IoT). С помощью многочисленных датчиков, установленных на разных этапах производства, потоки данных собираются, анализируются и обрабатываются с помощью искусственного интеллекта и передаются другим объектам через программное обеспечение, приложения и технические устройства. Система функционирует самостоятельно, оператор может настраивать ее по своим потребностям, а также предоставлять доступ к данным третьим лицам, если это необходимо. Этот инструментарий помогает контролировать полный цикл растениеводства и животноводства. Беспилотники с помощью аэрофотосъемки анализируют ситуацию на сельхозугодьях, измеряют плодородность почвы, уровень содержания в ней минеральных элементов, влажности и света. С помощью этих данных сельхозпроизводители принимают решение, чем удобрять почву, когда осуществлять полив. В результате расходы сокращаются, урожайность увеличивается, а качество продукции повышается. В животноводстве современные программные решения позволяют управлять фермами, контролируют процессы кормления, наблюдают за поведением скота и уровнем заболеваемости животных. Также на базе IoT возможно создать систему учета топлива и энергоресурсов.

Фото: Пресс-служба МТС

По словам директора филиала МТС в Нижегородской области Дмитрия Бобикова, решения на базе интернета вещей становятся реальным конкурентным преимуществом за счет того, что они обеспечивают учет ресурсов, точный прогноз и автоматизацию производственных процессов. Компания готова предложить аграрному сектору десятки сервисов, приносящих положительный экономический эффект.

«Согласно последним исследованиям, к концу 2021 года объем рынка интернета вещей в России достигнет 117 миллиардов рублей, а к концу 2023 года с использованием eSIM будет подключено около 20% всех IoT-устройств в России. Традиционно тройка лидеров по количеству проектов и объему инвестиций в IoT распределяется между предприятиями сферы транспорта и логистики — 15%, промышленности — 17%, энергетики и ЖКХ, включая умную недвижимость —12%, однако активный интерес к интернету вещей демонстрируют и предприятия некогда консервативного агропромышленного комплекса, что стимулирует адаптацию современных решений под этот рынок», — отметил Дмитрий Бобиков.

Кадры решают все

Вопрос с поиском квалифицированных специалистов актуален для любого предприятия, и сельское хозяйство не является исключением. Современные технологические решения позволяют любому предпринимателю, у которого есть ноутбук или мобильный телефон, самостоятельно запустить кампанию по поиску нужного специалиста, четко выбрав свою целевую аудиторию. Одним из таких решений является сервис МТС Маркетолог, изначально созданный для рекламных рассылок, но настраиваемый и под поиск новых сотрудников. Он позволяет запускать информационные кампании из любого места, где есть интернет, искать персонал среди 60 млн человек и рассказывать о своих предложениях только тем, кто потенциально заинтересован в новой работе и подходит работодателю по качествам.

Возможности сервиса позволяют вести информационную кампанию через различные каналы — смс-сообщения, электронную почту, мессенджеры, баннеры и push-уведомления на экранах мобильных устройств. Благодаря алгоритмам машинного обучения, анализируя огромные объемы обезличенных поведенческих данных, сервис формирует группы потенциальных соискателей с нужными работодателю параметрами. За счет технологий big data достигается точное таргетирование, что увеличивает отклик на информационные сообщения.

Без семи нянек

Современные предприятия АПК становятся высокотехнологичными производствами. От систем мониторинга деятельности сотрудников на таких предприятиях, как и на любом промышленном производстве, требуется повышенная функциональность. Они не должны ограничиваться сбором информации только о том, вышел ли сотрудник на работу.

Фото: Пресс-служба МТС

Так, мониторинг за сотрудниками, которые в силу своих служебных обязанностей в течение рабочего дня находятся за пределами предприятий, может осуществляться с помощью МТС Мобильные сотрудники и МТС Координатор. Руководитель устанавливает себе на смартфон или любое другое устройство специальное приложение, через которое он видит, где находятся сотрудники, что они сейчас делают. С помощью обратной связи он может ставить задачи и контролировать их выполнение. Аналогичное приложение устанавливает и сотрудник. Через него он получает задания, уточняет статус выполнения поручений и отчитывается о проделанной работе. Значительная часть информации о задачах передается руководителю предприятия автоматически. На сегодняшний день сервисами МТС для контроля разъездных сотрудников пользуются более 500 тыс. человек.

«Пространство для наращивания производительности труда не ограничивается перечисленными сервисами. Так, благодаря анализу потоков больших данных (Big Data) можно спрогнозировать процессы с максимальной точностью и принимать решения на основе полученных данных. Компании, которые внедряют наши сервисы на практике, не только получают экономическую выгоду от их использования, но и видят перспективы такой цифровой трансформации», — подчеркнул Дмитрий Бобиков.


[1] Об этом говорится в постановлении правительства «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»


Вся лента