ГОК замкнулся
Под плавучие АЭС для Баимского месторождения хотят создать изолированную энергосистему
Как выяснил “Ъ”, ФАС предлагает вывести из-под госрегулирования энерготарифов проект «Росатома» по строительству плавучих АЭС на 140 млрд руб. для снабжения Баимского ГОКа на Чукотке. Поправка позволит «Росатому» и ГОКу заключить договор энергоснабжения на условиях take-or-pay. Но против поправки выступает Минэнерго, что может стать серьезным препятствием для проекта. Однако альтернатив у Баимского ГОКа, вероятно, уже нет.
ФАС предлагает вывести из-под госрегулирования тарифов проект «Росатома» по строительству четырех плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) для снабжения Баимского ГОКа (принадлежит казахстанской KAZ Minerals) на Чукотке. Ограничения в законе «Об электроэнергетике» (35-ФЗ) не позволяют «Росатому» заключить свободный двусторонний договор (СДД) на условиях take-or-pay, заявил в интервью “Ъ” заместитель гендиректора «Росатома» Вячеслав Рукша.
На Дальнем Востоке нет оптового энергорынка, тарифы на электроэнергию там регулируются государством. Там можно заключить СДД, но только после запуска электростанции, отметил господин Рукша.
Поэтому ФАС предлагает создать на Дальнем Востоке новый вид энергосистемы — локальную изолированную энергосистему.
«Речь идет о случаях, когда в энергосистеме присутствуют только промышленные потребители и нет территориальных сетевых организаций»,— пояснили “Ъ” в ФАС. Внести поправки в 35-ФЗ необходимо до ноября, чтобы заключить СДД в первом квартале 2022 года, отметил Вячеслав Рукша.
Подписание СДД необходимо «Росатому» для привлечения финансирования на строительство ПЭБов. Запуск Баимского ГОКа запланирован на 2026 год. «Росатом» обещает запустить ПЭБы на мысе Наглёйнгын к январю 2027 года. Стоимость строительства ПЭБов — более 140 млрд руб. (без НДС в ценах 2020 года). Срок СДД — 40 лет, полный тариф — 6,45 руб. за 1 кВт•ч (в ценах 2020 года). Ежегодно тариф будет индексироваться по инфляции. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», при инфляции в 6,5% тариф к 2027 году может составить 8,56 руб. за 1 кВт•ч. По данным “Ъ”, с мыса до ГОКа предлагается построить две ЛЭП 300 кВ.
Чтобы успеть поставить блоки к 2027 году, «Росатому» придется строить первые два корпуса на зарубежных верфях из-за высокой загрузки Балтзавода, заключить договор необходимо в сентябре-октябре, сообщил Вячеслав Рукша. Корпуса будут строить в Китае или Южной Корее, сообщили источники “Ъ” и подтвердили в «Атомэнергомаше» (АЭМ, входит в «Росатом»).
Однако Минэнерго выступает против поправок к 35-ФЗ и создания «локальных изолированных систем».
«Внесение изменений в 35-ФЗ не предполагается и не требуется, соответствующий доклад направлен компаниям и в правительство РФ»,— заявили “Ъ” в министерстве. Там считают, что закон уже предусматривает возможность заключения СДД в технологически изолированных энергосистемах. А создание «локальных изолированных систем», в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции, нарушит основополагающие принципы госрегулирования электроэнергетики. В министерстве отметили, что схема энергоснабжения ГОКа, портовой инфраструктуры и автодороги уже предполагает переток мощности от Чаун-Билибинского энергоузла через строящуюся ЛЭП 110 кВ Певек — Билибино — Песчанка и не предполагает «монопоставщика». А «фиксировать невозможность появления новых потребителей и поставщиков» в течение 40 лет невозможно.
О необходимости править закон было известно еще на этапе обсуждений проекта, «Росатом» должен был лоббировать принятие поправок через Минэнерго и ФАС, говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией. Поскольку сроки запуска сдвигаются вправо, Баимский ГОК, по данным “Ъ”, задумывается о поиске альтернативы. Однако НОВАТЭК, уже начинавший разработку плавучей СПГ-электростанции за 38 млрд руб. для проекта (см. “Ъ” от 7 декабря 2020 года), не планирует возвращаться к нему, говорит источник “Ъ”.
«Проект будет реализовываться в любом случае»
О причинах задержки с подписанием контракта на поставку электроэнергии для Баимского месторождения “Ъ” рассказал замглавы «Росатома» и руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.