Переселение уродов
На экранах «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна
В прокат вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна — продолжение или, точнее, перезагрузка неудачного комиксоида из вселенной DC Comics 2016 года. В новом фильме фанаты франшизы получают все то, чего им так не хватало в предыдущем, но Юлия Шагельман не смогла разделить их радость.
Первый «Отряд самоубийц» появился на свет как очередная попытка DC Comics догнать и перегнать вечного (и более успешного) конкурента — студию «Марвел». Фильм, рассказывающий об отряде отморозков и психопатов со сверхспособностями, которых правительство США нанимает для того, чтобы спасти мир, несмотря на очевидную бредовость самой идеи (авторы комикса-первоисточника вдохновлялись классическим сериалом «Миссия невыполнима» и картинами вроде «Грязной дюжины»), находился в разработке еще с 2009 года. Но когда он наконец вышел на экраны после многочисленных кастинговых и производственных мытарств, то, конечно, выглядел как занудный и нескладный ответ марвеловским «Стражам Галактики» (2014). Студия Warner Bros., владеющая правами на комиксы DC, хотела комедию, режиссер Дэвид Эйр, до того снимавший суровое мужское кино о полицейских и военных,— мрачную драму, в результате вышло ни то ни се. Фильм не понравился критикам, разочаровал зрителей, почти провалился в американском прокате, но в мировом все-таки наскреб достаточно, чтобы «Уорнеры» решили проект не бросать, а только провести работу над ошибками.
В процессе подготовки к съемкам сиквела у него сменилось несколько режиссеров (изначально постановщиком должен был стать все тот же Эйр, но он в конце концов бросил эту затею), пока, к вящей радости DC и Warner Bros., «Марвел» не уволил Джеймса Ганна — режиссера как раз «Стражей Галактики» — за старые твиты, в которых тот несмешно шутил про изнасилования, геев, холокост и педофилию.
«Да это же ровно то, что нам нужно!» — подумали, вероятно, «Уорнеры» и немедленно наняли Ганна, предоставив ему выбирать любой проект, который захочется.
К тому моменту, как «Марвел» взял его обратно, он уже писал сценарий нового «Отряда самоубийц».
В сиквел, или, как его называет студия, «мягкий ребут», даже взяли некоторых персонажей из прошлого фильма. Это правительственный агент Аманда Уоллер — вдохновительница и руководительница проекта «Отряд Икс», как он называется официально (Виола Дэвис в этой роли окончательно перестала моргать, а выражение отвращения ко всему сущему заменило на ее лице все остальные — впрочем, именно в этом фильме ее можно понять). Кроме нее второй шанс получили любимица публики Харли Квин (Марго Робби) и честный вояка полковник Рик Флэг (Юэль Киннаман), на чью долю выпало по мере сил управляться с малоуправляемыми наемниками. К ним прибавились новые герои, некоторые из которых до боли напоминают столь хорошо знакомых персонажей «Стражей Галактики». Например, вместо человека-дерева Грута здесь есть такой же недалекий человек-акула (в оригинале его озвучивает Сильвестр Сталлоне), а вместо говорящего енота — не говорящая, но тоже симпатичная мышь по кличке Сильвестр. В свою очередь, новый негласный лидер отряда, бывший киллер Бладспорт (Идрис Эльба) — это тот же Дэдшот из первого фильма (и дочь, ради которой он и ввязался во всю авантюру, у него тоже имеется), только с более вульгарным вокабуляром.
Ведь главное, что отличает нынешний фильм от первого,— это вожделенный «взрослый» рейтинг R (в России 18+), которого так и не удалось добиться от студии Дэвиду Эйру, но который был предоставлен Джеймсу Ганну с напутствием ни в чем себе не отказывать.
И он не отказывает, наслаждаясь особенно упоительной после марвеловских ограничений свободой с энтузиазмом и бешеной энергией трехлетки, переевшей сладостей. В первые же десять минут с десяток персонажей погибают максимально кровавым, нелепым и натуралистичным образом. Дальше количество смертей будет только расти, и они будут показаны во всех омерзительных подробностях, напоминающих, что Ганн начинал свою карьеру как трэш-хоррормейкер на студии «Трома». Диалоги в первой трети фильма вертятся исключительно вокруг жоп, членов и различных комбинаций одних с другими (юмор в них примерно такого же качества, как в тех самых ганновских твитах). Даже инопланетное чудовище, угрожающее, как водится, всему человечеству, но для начала — небольшой выдуманной латиноамериканской стране, здесь сравнивают с анусом. Потом у героев наконец появляются новые темы для бесед, но ближе к концу Харли Квин все-таки напомнит зрителям, что она любит дождь, потому что «это как будто кто-то кончает на нас с небес».
Все эти подростковые радости помножены на абсолютный и тоже, по сути, подростковый презадорный цинизм. Картину 2016 года критики и зрители упрекали за то, что плохие парни и девчонки, выступающие в ней главными героями, какие-то недостаточно плохие. Что ж, здесь они хуже некуда, хотя манера сначала стрелять, а потом думать заставляет их выглядеть скорее тупыми, чем отчаянно безрассудными. Когда смерть и увечья не более чем повод для гэгов, довольно трудно «болеть» за персонажей, какой бы слезливый бэкграунд авторы ни придумали некоторым из них, ведь ничего здесь не имеет значения, кроме того, как прикольно выпадают чьи-то кишки или взрывается чья-то голова. В чем «Миссии навылет» не откажешь — так это в том, как эффективно она возвращает зрителя в его или ее тринадцать лет. Если кому-то взаправду хочется пережить этот возраст снова.