Пандемия довела Uber до убытков

К каким последствиям может привести падение акций на 4%

Один из крупнейших в мире сервисов такси Uber понес полмиллиарда долларов убытков за второй квартал этого года. Его акции на постмаркете США упали на 4%. Причина в дефиците водителей и пособиях по безработице, объясняют в компании. Чтобы удержать сотрудников и привлечь новых, Uber вынужден выплачивать им бонусы, из-за которых и уменьшается прибыль.

Фото: Richard Drew, AP

Еще сильнее ухудшить ситуацию может распространение «дельта»-штамма коронавируса и падение спроса, предполагает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын:

«Пандемию победить не смогли, непонятно, надо ли вводить новые режимы изоляции. Соответственно, люди меньше заказывают такси, и это ведет к снижению выручки. С другой стороны, появились новые направления, такие как UberX, доставка, где у этой компании была четверть рынка в Соединенных Штатах. Но конкурирующие инвесторы заколотили $3 млрд в DoorDash, который отбирает рынок у "ветеранов", в том числе и у UberX. В результате эти новые направления остаются скорее инвестициями, новыми линиями выручки. Терпение инвесторов и рынка, конечно, небезграничны, они начинают бояться, что компания останется убыточной навсегда».

Сейчас сервисы вызова такси называют себя агрегаторами, что позволяет не трудоустраивать водителей и не следить за их здоровьем. Во многих странах это пытаются регулировать, чтобы в том числе исключить переработки. В Москве и области похожая система заработает с 14 августа. Такие правила крайне негативно влияют на бизнес Uber и подобные компании, считает управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский:

«На самом деле у Uber проблемы возникли не вчера. Еще до пандемии у него были постоянные трения с регуляторами по поводу того, как он квалифицирует своих водителей. Он считает, что это контрактеры, а многие министерства труда в Европе и Штатах обязали Uber изменить модель бизнеса и признать их своими сотрудниками. Тогда это действительно совершенно меняет всю схему бизнеса компании.

Uber становится в этой ситуации для инвесторов не очень интересным.

Вся эта идея с франшизой и что каждый сам за себя отвечает приводит к тому, что компания фактически собирает просто клиентозвонки и получает очень высокую рентабельность. Этот бизнес под большим вопросом, а обычный сервис такси никому не интересен.

Отчетность "Яндекса", которая недавно была опубликована, однозначно испортила дивизион сервиса такси: по всем позициям рост выручки Delivery идет хорошо, а из-за плохих показателей "Яндекс.Такси" общий результат неудовлетворительный, акции падают. И отчетность IT-компании — это лишний пример, что в принципе проблемы этого сектора сходны. Если им не дадут работать по схеме франшизы, то этот бизнес, скорее всего, будет закрыт или продан. Uber тогда тоже, скорее всего, сделает делистинг».

В «Яндексе» “Ъ FM” рассказали, что выручка «Яндекс. Такси» во втором квартале выросла на 114% до 28 млрд руб. Это около трети от всего дохода компании. В Uber отметили, что планируют выйти в плюс по итогам этого года. В интервью The New York Times генеральный директор компании Дара Хосровшахи заявил, что дефицит водителей исчезнет в сентябре, и тогда «вернутся старые добрые времена».

Даниил Бабкин

Вся лента